В Го камни не ходят по игровому полю.
Игроки выставляют камни на перекрёстки доски.
В Русской Школе Го и Стратегии выставление камня на игровую доску называют постановкой. А под игровым ходом понимают цепь постановок, связанных общим замыслом или целью.
Другими словами, ход – это совокупность действий, а не одиночная постановка.
Право ставить камень на игровое поле русский Учитель называет рукой . Японский Учитель использует слово «тэ», которое на его языке также означает руку.
2.2 Жизнь и смерть камнейГо – это отношение со смертью. Самый важное для начинающего, продолжающего и Мастера – умение определить, какие камни живут, а какие – умирают. Го может научить победе, поражению, игре. Сначала мы учимся победе. Но сами не можем научиться даже поражению. А каково научиться игре?
И.А. Гришин, Е.В. Островский
«Беседы в зале Вечности»
Жизнь даётся не только людям. Рождаются новые идеи, намерения, стремления. Человек постоянно что-то создаёт, творит, а что-то уничтожает, разрушает. Жизнь – это владение, которое рождается, чтобы рождать следующую жизнь.
Камень на игровом поле наделён качеством жизни. Он живёт, если вокруг него есть пустые перекрёстки.
Посмотрите, сколько незанятых перекрёстков непосредственно прилегает к камню. Такие перекрёстки называют дыханиями , они питают камень и дают ему жизнь. Чем больше дыханий у камня, тем сложнее захватить его в плен.
Камни ставятся на перекрёстки и не передвигаются. Противник может снять камень с доски, только заняв все его дыхания, которые отмечены на этой зарисовке крестиками.
У любого одиночного камня, поставленного во внутреннюю часть игрового поля, есть четыре дыхания. По числу сторон света. Такой камень обладает полным дыханием.
У одиночного камня, расположенного на краю игрового поля, три дыхания.
У камня в самом углу – два дыхания.
Белым требуется четыре постановки для захвата центрального чёрного камня, три постановки, чтобы окружить камень на стороне, и две постановки в углу.
Полностью окружённый камень снимается с доски и кладётся в крышку чаши для камней.
Дыхания камня обладают полезными свойствами. Они позволяют создавать цепочки камней, нераздельно связанных между собой.
2.3 Отряды камнейКамни одного цвета, расположенные на соседних перекрёстках одной линии, неразрывно соединены. Диагонально расположенные камни не соединены в неразрывную цепь, но могут быть связаны между собой.
Неразрывно соединенные камни образуют неделимый отряд. Камни такого отряда обладают единством судьбы. Они останутся на доске или будут сняты, но только все вместе.
Зарисовка 2-4
Отряды из двух камней. Крестиками отмечены дыхания. Противник может снять отряд с доски, только заняв своими камнями все дыхания отряда. Обратите внимание, как изменяется количество дыханий, когда отряд расположен в углу, на стороне или во внутренней части доски.
Обратите внимание, как растёт количество дыханий с прибавлением камней к отряду. Стоит добавить к одиночному камню ещё один, как количество дыханий у образовавшегося отряда увеличится на два. Значит, теперь противнику потребуется уже не четыре, а шесть постановок, чтобы окружить и захватить этот отряд.
Неделимые отряды из трёх камней.
Нет смысла с самого начала игры плотно соединять камни. Владение приносят камни, которые правильно построены. Камни решают различные задачи, обеспечивая разведку, присутствие, влияние, удержание владений. Строя камни плотным «забором», вы снижаете производительность их совместной работы. Подробнее об основах построения камней рассказывается в следующей главе.
На зарисовке 2-7 у белых и чёрных по два отряда. Учитель называет отрядами не только нераздельно соединённые камни, но и камни, объединённые решением общей задачи. Чёрные камни 1, 11 и 13 образуют отряд, который удерживает владение в нижнем правом углу. Белые камни 4, 10 и 12 – отряд, удерживающий владение в верхнем правом углу.
Камни 3, 5, 7 и 9 – второй отряд чёрных. Он охраняет владение на левой стороне. Три нераздельно соединенных камня 2, 6 и 8 образуют второй отряд белых на нижней стороне игрового поля. Он не связан с отрядом справа. Поэтому чёрные могут планировать его окружение. Если им удастся окружить три белых камня, то чёрные объединятся в один большой отряд.
В Го важно умение определить, какой камень присоединяется к отряду, а какой – приносится в жертву или присоединяется к другим камням. От судьбы одного камня может зависеть жизнь целого отряда.
Можно сказать и так: исход игры определяется тем, как прожили свою жизнь камни, поставленные на доску.
Камни, чье жизненное развитие нацелено на выполнение совместной работы, радуют красотой строя. Такие камни приносят победу.
Крестиками отмечены внешние дыхания. Кружками – внутренние дыхания. Чтобы захватить отряд, необходимо занять все его дыхания.
У прилегающих к камням перекрёстков могут появляться новые свойства.
Посмотрите на зарисовку 2-8. У отрядов, изображённых на ней, есть внешние и внутренние дыхания.
Чтобы захватить отряд, необходимо занять все его дыхания.
Внутренние дыхания обладают особыми свойствами. Они будут подробно рассмотрены в следующих разделах.
2.4 Захват камнейСтавя камни на дыхания камней противника, вы сокращаете их жизненное пространство. Камень или отряд, полностью лишенный дыханий, снимается с доски.
Чёрные угрожают захватить белый камень.
На зарисовке 2-9 белый камень 2, окружённый с трёх сторон, находится в серьёзной опасности! Если белые не помогут своему «раненому» камню, а сыграют в другом месте, то чёрные поставят камень 7 на перекрёсток, отмеченный крестиком, и тем самым снимут белый камень 2 с доски. При угрозе захвата камня иногда говорят вслух: «Берегись!».
После постановки 7 белый камень 2 снимается с доски.
В итоге четыре камня чёрных окружают на доске один перекрёсток, на который белые не могут поставить камень . Этот перекрёсток находится на месте снятого белого камня 2. В случае, если белые поставят камень между четырьмя чёрными камнями, то у него не окажется ни одного дыхания, и по правилам этот камень тут же будет снят. Это самоубийство. Такие постановки запрещены правилами.
Белым следует соединиться камнем 6, ответив на угрозу чёрных. Теперь отряд белых непросто окружить. Это сильный отряд, имеющий четыре дыхания (отмечены крестиками).
Самоубийство запрещено!
Ни один из своих камней нельзя лишать последнего дыхания. Самоубийство – это постановка, после которой у камня нет ни одного дыхания. На зарисовке 2-12 показаны примеры игровых положений, когда постановка чёрных на отмеченный кружком перекрёсток – самоубийство. Такая постановка запрещена.
Лишать свой камень последнего дыхания можно только в том случае, если этой же постановкой захватываются камни противника и тем самым немедленно обретаются новые дыхания.
Такая постановка уже не является самоубийством, ведь после снятия одного или нескольких камней противника у выставляемого камня появляются дыхания. Такой камень будто ныряет, затаив дыхание, в центр вражеских камней, а когда они снимаются с доски, выныривает в образовавшейся пустоте и дышит полной грудью.
На зарисовке 2-13 чёрные постановкой 1 захватывают камень или камни белых, отмеченные треугольниками. Выставив примеры с зарисовки на игровую доску, вы сможете увидеть, как после снятия белых камней у камня 1 появляются новые дыхания.
Верхний правый угол зарисовки стоит рассмотреть внимательно.
Могут ли белые сразу захватить чёрный камень 1, поставив свой камень на место снятого белого, отмеченного треугольником? Нет, не могут. Это запрещено правилом Ко.
2.5 Правило КоЗарисовка 2-14
Изображенная на зарисовке 2-14 последовательность называется Ко.
На верхней зарисовке нижний белый камень находится под угрозой захвата. У него осталось только одно дыхание, которое чёрные могут занять, перейдя к положению, приведённому на правой зарисовке.
Пленный белый камень снимается с доски и кладётся в крышку. Образовавшееся положение показано на нижней зарисовке – это зеркальное отображение верхней. Но теперь под угрозой захвата оказался чёрный камень!
Если белые постановкой, показанной на левой зарисовке, захватывают его (точно такое же положение мы видим и справа), после снятия чёрного камня повторяется положение верхней зарисовки, с которой всё и началось. Каждой постановкой игроки захватывают друг у друга по одному камню. Подобная борьба может длиться до тех пор, пока не кончатся все камни в чашах, а затем и во Вселенной.
Для того, чтобы установить предел такому взаимному захвату камней, существует правило Ко.
Правило КоНельзя сразу же, следующей постановкой, снимать одиночный камень противника, которым был только что захвачен ваш одиночный камень. Перед этим следует поставить камень где-либо в другом месте, изменив тем самым положение на доске.
Чёрные постановкой 1 захватывают белый камень, отмеченный треугольником. По правилу Ко белые не могут сразу же захватить чёрный камень, которым был снят с доски их одиночный камень.
Белые сначала должны поставить камень в любом другом месте на игровом поле (например, постановка 2 на зарисовке 2-16).
После этого у чёрных есть два возможных пути игры.
На левой верхней зарисовке чёрные не отвечают белым и закрывают Ко, соединяясь камнем 3. У белых появилась рука, которую они используют, например, для соединения камнем 4 (левая нижняя зарисовка).
На правой верхней зарисовке чёрные отвечают белым постановкой 3. Теперь у белых появилась возможность взять Ко камнем 4 (правая нижняя зарисовка). А чёрные должны играть в другом месте доски. Они не могут сразу захватить камень 4, ведь это будет нарушением правила Ко.
В этом случае расстановка на доске меняется – добавляются новые камни. Повтора не возникает. У игрока, «пробившего» Ко, появляется выбор: закрывать Ко или отвечать на постановку, сделанную соперником в другом месте доски.
Такое игровое положение называется Ко-борьбой, а постановки в другом месте доски называются Ко-угрозами.
При Ко-борьбе необходимо тонко учитывать возможные последствия. Учитель предлагает несколько правил, которыми вы можете руководствоваться, вступая в Ко-борьбу.
Примеры Ко в углу и на стороне игровой доски.
Белые начинают Ко постановкой на отмеченный крестиком перекрёсток и снимают с доски чёрный камень, отмеченный треугольником.
Случаи, когда разрешено обратное взятиеЗапрет правила Ко не распространяется на случай, когда при прямом и обратном взятии с доски снимается разное количество камней, то есть в тех случаях, когда нет опасности бесконечного повтора.
При прямом взятии чёрные постановкой 1 снимают два отмеченных белых камня, а белые следующей постановкой 2 снимают один чёрный.
Зарисовка 2-22
Белые снимают отмеченный чёрный камень постановкой 1. В ответ чёрные постановкой 2 захватывают пять белых. Показанный приём носит особое название – «западня».
2.6. ВладениеЧто имеет в виду Учитель, говоря о владении?
Владение можно определить как пространство игрового поля, на которое не может претендовать соперник. Не может не по правилам игры, а по целесообразности своих действий.
Вторгшиеся во владение чужие камни должны быть захвачены. Иначе это не владение.
Для того, чтобы камни приносили владение, надо об этом заботиться.
Камни – это ограда владений.
Если у камней много свободных дыханий, нет изъянов и слабостей, то они способны надёжно ограждать владение.
Однако многое зависит и от размера участка. В больших владениях внешних камней ограждения может оказаться недостаточно.
В таких случаях необходимо подумать и о внутренней охране. Один или два камня, поставленные внутри владения, помогут, когда чужие камни появятся в его пределах. Ведь по условиям игры противник может поставить свой камень на любой свободный перекрёсток, в том числе и на огороженные участки.
В русском языке слово «владение» одновременно означает и предмет, которым владеют, и процесс. То есть владение – это не только окружённые перекрёстки, но и использование окружённого пространства.
Руководство игрой основывается на трёх «китах». Начинать игру, при необходимости изменять её, затем останавливать, чтобы начать в другом месте.
К примеру, в своём владении игрок должен быть способен остановить любую игру противника, взяв в плен вторгнувшиеся камни. Если он не может этого сделать, значит, он больше не владеет этим участком игрового поля.
Проводниками руководства в игре являются камни, которыми необходимо не только владеть, но и управлять.
Чтобы владеть территорией, необходимо владеть камнями. Это значит управлять ими и быть способным помогать им, чувствовать их.
Чтобы владеть камнями, игроку необходимо владеть собой, быть Мастером или стремиться стать им.
Владение над самим собой связано с четырьмя победами.
Во-первых, это победа над страхом – страхом потерять, страхом приобрести, страхом играть.
Во-вторых, победа над амбициями. Над жадностью, над стремлением к победе, над погоней за силой игры.
В-третьих, победа над умом. Над знаниями и приобретёнными навыками, которые делают игру косной, над чувством «понимания всего», над леностью к поиску и обучению.
В-четвёртых, победа над старостью. Над ощущением «заматерелости», над усталостью предпринимать и открывать, над нехваткой времени.
Давайте посмотрим пример учебной игры на доске 9 х 9. Чёрные в этой игре строят своё владение прямым огораживанием, ставя камни плотным «забором», один за другим. Белые расставляют камни шире, связывая их затем в единую цепь. Как вы думаете, какой способ игры предпочтительнее? Посмотрите на зарисовку 2-23.
Чёрные ставят камни плотно друг к другу. Такие камни сразу приносят владение. А как строятся белые камни? Постановки 2 и 4 решают задачи присутствия сразу в двух углах. Постановка 6 – приближение к противнику с целью ограничения его распространения. Постановка 8 – построение собственных камней с выдвижением в центр игрового поля. Камень 8 связывает белых в один отряд. Постановка 10 расширяет область белых за счёт нижней части доски. Постановки 12 и 14 – укрепление пограничных камней с целью преобразования области во владение.
Предварительный подсчёт показывает, что белые лидируют по накопленным перекрёсткам владения, несмотря на то, что оба игрока сделали одинаковое количество постановок. Более того, чёрные первыми начали делить пустоту (постановка 1), ведь в Го первыми выходят на доску чёрные. Сейчас у чёрных на левой стороне доски есть 17 перекрёстков владения (отмечены крестиками). У белых же – 30 перекрёстков владения (отмечены кружками) на правой стороне игрового поля.
Для того, чтобы тело камней жило до завершения игры, ему необходимо содержать в себе тело пустоты. С каждой постановкой пустырей на игровом поле становится меньше. Увеличиваются владения. Рано или поздно встанет вопрос о том, удерживают ли камни своё владение, или же им угрожает плен. Если владения велики, как у белых и чёрных в рассматриваемой игре, а камней, охраняющих границы, достаточно много, то такие камни нельзя пленить. Появление камней противника будет встречено сопротивлением, которое не позволит напавшим образовать даже небольшое жизненное пространство внутри владения.
Предположим, что чёрные рискнули и постановкой 17 вторглись во владение белых. Цель чёрных – поделить чужое владение и превратить его, частично или полностью, в своё. Это острое игровое положение! Однако умелое противодействие вторжению приводит к тому, что чёрные не могут накопить необходимое для жизни пространство пустоты.
Обратите внимание, что после постановки 24 у чёрных камней 21 и 23 остаётся только одно дыхание. Они находятся под угрозой захвата. Поэтому чёрные вынуждены соединять камни на отмеченном крестиком перекрёстке. Если чёрные не соединятся, белые захватят два чёрных камня, заняв отмеченный перекрёсток. После этого у чёрного камня 19 останется одно дыхание.
Чёрные защищают два камня. Белые продолжают окружение чёрных. Чтобы получить владение, которое белые не смогут захватить, даже полностью окружив его, чёрный отряд следует построить особым образом. В строе пустоты чёрных камней должно присутствовать два глаза. Минимальное владение – это глазной строй.
Что такое два глаза? Давайте узнаем, что это такое, а затем вернёмся к окончанию учебной игры.
Два глаза или глазной строй – необходимое условие для жизни отряда, который окружён противником. Если у отряда есть два глаза, то противник не может его захватить, даже полностью окружив. Два глаза – это строй внутренней пустоты отряда, строй его дыханий. Рассмотрим это на наглядных примерах.
Отряд с одним глазомБелые полностью окружили чёрные камни в правом нижнем углу (зарисовка 2-26). У чёрных осталось только два дыхания, образующих их жизненное пространство. Но достаточно ли этого для жизни? Нет, недостаточно. Судьба чёрных камней определена. Они будут сняты с доски, когда этого пожелают белые.
Постановкой 1 на внутреннее дыхание чёрных (зарисовка 2-27) белые лишают четыре камня этого дыхания. Если чёрные ничего не предпримут, то белые снимут все их камни, заняв последнее дыхание, отмеченное крестиком.
Постановка белых 3 на зарисовке 2-28 не будет самоубийством, так как после неё четыре чёрных камня снимаются с доски, освобождая двум белым три дыхания.
Захват белого камня, показанный на зарисовке 2-30, не поможет чёрным. У отряда чёрных осталось всего одно дыхание. Ему угрожает плен. Белые могут захватить его постановкой на последний свободный внутренний перекрёсток.
Судьба чёрных камней на зарисовке 2-26 определена. Они пленники белых, хотя и стоят на доске. У чёрных камней «один глаз». Это одноглазый отряд. Одноглазая крепость неспособна защитить своё владение.
Отряд с двумя глазамиУ чёрного отряда после постановки 1 образуется глазной строй. Теперь у него есть два глаза.
Учитель различает определённые и неопределённые камни. Определённым камням не грозит захват (например, на зарисовке 2-32 отряд чёрных камней построил глаза) либо за них уже нечего бояться, так как всё потеряно (чёрный отряд на зарисовке 2-33). Неопределённость означает, что от постановки игрока зависит судьба камней. Будут ли они слабыми или сильными, будут ли они жить или погибнут. Без камня 1 на зарисовке 2-32 судьба чёрного отряда не определена. От того, кто первым сделает постановку в этом месте, зависит судьба отряда, а значит, и жизнь составляющих его камней.
Определить наличие двух глаз очень просто.
Заметим только, что глаза – это не камни. Два глаза – это особый строй пустоты.
Если у отряда есть два глаза, то противник ни при каких условиях не может захватить его в плен.
На зарисовке видно, что если белые попытаются поставить камень в один из глазных перекрёстков, то у белого камня не будет ни одного дыхания, а у отряда чёрных всегда будет как минимум одно дыхание. В этом случае постановка белых в глазной строй чёрных будет самоубийством.
Зарисовка 2-33 – пример действия опытного противника в условиях неопределённой судьбы отряда чёрных.
В таких случаях важна очередь. Или, как говорит русский Учитель, рука.
В данном примере рука у белых. Если белые первыми займут жизненно важный перекрёсток камнем 1, то чёрным не удастся построить два глаза.
Белые пожертвовали один камень, чтобы захватить пять чёрных камней. Если чёрные попытаются захватить белый камень, у них останется только одно дыхание.
Наличие белого камня внутри чёрного отряда не даёт чёрным двух глаз. Чтобы доказать это, белые последовательными жертвами могут привести чёрных к строю с одним дыханием.
После постановки белых 1 на зарисовке 2-33 пять чёрных камней обречены, но они остаются на доске, так как у них ещё есть дыхания. Более того, белым нет смысла тратить время на окончательный захват чёрных, теряя тем самым скорость игры.
А если у отряда имеется три глаза, даёт ли это ему преимущество? Нет, не даёт. Его свойства такие же, как у отряда с двумя глазами.
Одного глаза недостаточно для жизни отряда. Такой отряд может быть захвачен и снят с доски.
Отряд с двумя глазами живёт в любых условиях, даже будучи полностью окружённым противником. Его судьба определена. У него всегда имеются внутренние дыхания – как минимум два перекрёстка, которые принесут при подсчёте два очка. В пределах правил Го отряд с двумя глазами бессмертен.
На зарисовке показаны отряды чёрных с глазным строем. Обратите внимание на различие в количестве камней, требуемых для построения живого отряда в углу, на стороне и в середине игрового поля.
Ложный глаз – это строй камней, внешне напоминающий глаз, но на самом деле глазом не являющийся. Ложный глаз не даёт отряду жизненного пространства.
Внимание! Ложные глаза в ваших построениях могут создаваться в игре не только вами, но и вашими противниками. От их своевременного выявления зависит жизнь и смерть ваших камней.
Зарисовка 2-41 показывает, почему ложные глаза не являются глазами. Отмеченные кружками белые камни разъединяют чёрный отряд на две части.
Вы видите, как отмеченные чёрные камни будут сняты с доски, когда белые займут перекрёсток А?
Если видите, то сумеете избежать подобной опасности и в живой игре.
Глаз не имеет природы камней, его природа – пустота!
Ложный глаз, наоборот, имеет природу камней, но его истинная каменная природа скрыта для начинающего.
Опытные игроки умело этим пользуются. Что же тогда говорить о Мастерах игры! Мастера игры – вообще мастера перевоплощений.
Посмотрим ещё один пример ложного глаза у чёрных камней на краю доски.
Если чёрные захватят отмеченный камень, они не получат глаз на его месте. Эта постановка – особый приём. Он называется «жертва» и применяется для сокращения глазного пространства противника.
При появлении отмеченных камней чёрным придётся соединяться на перекрёстке А. На зарисовке у пяти чёрных камней всего одно дыхание.
Теперь, когда нам стало больше известно о смерти и бессмертии камней, давайте закончим учебную игру.
Мы остановились на том, что чёрные камнем 35 на зарисовке 2-44 теснят угловой отряд белых. Постановка белых 36 строит отряду два глаза. Вы видите, что у окружённых чёрных справа только один глаз? Эти камни обречены, хотя ещё и не сняты с доски. А белый отряд в нижнем правом углу после постановки 36 обрёл глазной строй.
Эта небольшая крепость белых теперь неприступна. После постановки 36 чёрные не могут сделать глаз белых ложным, заняв перекрёсток А. Если чёрные попытаются это сделать, то сами потеряют два камня – белые займут перекрёсток Б, лишая чёрных единственного дыхания, и снимут их с доски. Если же чёрные сперва соединятся на перекрёстке Б, угрожая занять перекрёсток А, белые сами займут этот перекрёсток, укрепляя глаз.
Если же белые не построят глаза камнем 36, то игрок чёрными сам займет этот важный перекрёсток (как на зарисовке 2-33).
Белые камни в верхней части доски владеют большим жизненным пространством и поэтому не нуждаются в глазном строе. При любой угрозе они построят два глаза, места для этого достаточно.
Вы можете убедиться в этом самостоятельно, если выставите камни на игровую доску. Учитель будет рад, если вы проявите любопытство и настойчивость. А потраченные усилия благотворно скажутся в игре с сильными соперниками.
По зарисовке видно, что вторжение чёрных во владения белых не принесло успеха. Вторжение белыми камнями на левую сторону во владения чёрных также обречено. Попробовать, конечно, можно. Но если вы играете не учебную, а любительскую игру, будьте осторожным, проверяя подобные владения: вы рискуете утомить своего партнёра по игре.
Давайте закончим игру и подсчитаем её итог!
Чёрный отряд справа обречён, так как у него только один глаз. Чёрный отряд слева и два отряда белых справа – пример надёжно защищённых владений.
На игровом поле не осталось постановок, которые либо принесут дополнительные владения, либо сократят чужие. На этом игра заканчивается. Соперники по очереди говорят: «Пас».
2.8. Подсчёт очковОбречённые камни снимаются с доски и выставляются во владение, окружённое камнями такого же цвета.
Теперь можно посчитать количество перекрёстков во владениях. Но для удобства подсчёта давайте построим владения в виде прямоугольных областей.
В начале этой игры Учитель задал вопрос, какой способ предпочтительнее: строить плотный «забор» из камней или играть широко, с расчётом на совместную работу камней? Чёрные избрали первый способ, а белые действовали согласно второму. Теперь вы видите, что стратегия белых оказалась более действенной. Подробнее о том, как строить свои камни с наибольшей отдачей, вы узнаете в следующих главах.
2.9 Жизнь камней в общем владенииОсобым видом жизни является положение, когда камни двух цветов живут за счёт общих дыханий.
Ни один из игроков не может захватить отряд противника.
Если белые постановкой 1 (зарисовка 2-50) попытаются лишить чёрный отряд дыханий, то четыре белых камня сами останутся с одним дыханием. Так как теперь рука у чёрных, то белые будут захвачены в плен постановкой на отмеченный перекрёсток.
Обратите внимание, что и у чёрного, и у белого отряда осталось последнее общее дыхание, отмеченное крестиком. Тот, кто первым займёт его, снимет камни противника с доски и тем самым спасёт свои камни.
Так как сейчас рука у чёрных, то после постановки 2 (зарисовка 2-51) четыре белых камня снимаются с доски.
Если чёрные попытаются взять в плен белые камни…
...то постановкой 2 белые захватят чёрных.
У белых и чёрных всего два общих дыхания. В таком положении, как на зарисовке 2-49, нельзя добавлять ни одного камня. Отряды вынуждены жить вместе! Очков в данном случае нет ни у чёрных, ни у белых.
При подсчёте итога игры общие дыхания камней считаются ничейными перекрёстками. Чтобы не запутаться при подсчёте, по окончании игры ничейные дыхания поочередно заполняют.
Приведём ещё несколько интересных примеров сожительства камней в общем владении.
На зарисовке 2-54 у чёрного отряда, отмеченного треугольниками, один глаз на перекрёстке В. У белого отряда, отмеченного кружками, ложный глаз на перекрёстке Б. Перекрёсток А – общее дыхание. Оба отряда живы!
У обоих отмеченных отрядов по одному глазу.
На зарисовке 2-55 у чёрного отряда, отмеченного треугольниками, есть один глаз на перекрёстке В.
У белого отряда, отмеченного кружками, настоящий глаз на перекрёстке Б.
На перекрёстке А – общее дыхание.
Как и в предыдущем случае, оба отряда живы. Живы, но не бессмертны. Как думаете, почему?
Потому, что теперь всё зависит от их окружения. Для того, чтобы это соотношение осталось неизменным, внешние окружающие камни не должны стать неопределёнными.
Отряды с одним глазом и отряд без глаз.
На зарисовке 2-56 у обоих белых отрядов, отмеченных кружками, по одному глазу (Б и В). У чёрного отряда, отмеченного треугольниками, нет глаз, но есть общие дыхания А с каждым белым отрядом. Ни один из соперников не может захватить отмеченные камни.
Выживание камней в общем владении позволяет отнять очки у противника и сохранить свои камни. Зная, что отряд живёт благодаря общим дыханиям с камнями противника, можно не тратить руку на построение глазного строя ради получения двух или трёх очков. Лучше с большей выгодой сыграть в другом месте.
Вряд ли такое положение возникнет в живой игре, однако здесь перед вами картина совместной жизни камней на всей доске. Тот, кто первый нарушает равновесие, проигрывает.
2.10 Снятые и обречённые камни. В чём разница?Необходимо различать обречённые камни и снятые камни. Обречённые камни – это камни, у которых в настоящее время нет жизненной будущности.
Если камень снят с доски, то он уже не может принимать участия в игре. Однако если обречённый отряд, лишённый возможности построить два глаза, стоит на доске, то в подходящий момент он может вновь включиться в игру. Это может произойти неожиданно, что оказывается особенно неприятным для начинающего игрока.
С помощью камней 1 и 3 чёрные построили границу своих владений (зарисовка 2-58). Перед белыми стоит вопрос: всё ли здесь закончено, или же стоит учитывать наличие одинокого чёрного камня внутри своего владения? Помнится, этот камень был обречён...
Что же смущает белых? Их беспокоит разрыв между камнями на отмеченном крестиком перекрёстке (зарисовка 2-59). Если чёрные поставят камень именно туда, то белый камень 2 окажется отрезанным. Он не успеет добежать до своих собратьев, так как на его пути стоит отмеченный чёрный камень. Потеряв пограничный камень 2, белые лишатся большой части только что огороженного владения.
Если бы во владении белых не было обречённого чёрного камня, как на зарисовке 2-60, то безопасности белых ничто бы не угрожало.
Попытка чёрных отрезать белый камень закончилась бы потерей четырёх камней (зарисовка 2-61). Это были бы обречённые камни, находящиеся внутри владения белых. Но наличие чёрного камня на зарисовке 2-59 всё меняет.
Удар чёрных носит сокрушительный характер. Часть владений белых разрушена.
Попытка вывести отрезанные белые камни из окружения постановкой 4 оканчивается захватом в плен трёх белых (постановка 5). Обречённый чёрный камень вернулся к жизни, соединившись со своими сородичами.
Белым следует защититься камнем 4 (зарисовка 2-64), закрыв свою слабость. Теперь у одинокого чёрного камня не остаётся шансов спастись.
Почему же иногда не добивают обречённые камни и отряды? Причина проста – на это нет времени. Пока вы будете тратить постановки на снятие с доски обречённых камней, соперник уйдёт в своём развитии вперёд. Ради сохранения скорости приходится мириться со скрытыми угрозами в своём тылу, связанными с присутствием обречённых камней противника.
Скрытая угроза – ваша помощь в лагере противника. Это «партизаны», невидимые участники игры . В книге «Боевое искусство стратегии. Русский стиль. Девять изящных решений» подробно разбирается изящное решение, построенное на использовании скрытых угроз. Бывает, что обречённые камни и отряды оживают из-за ошибок игроков или в ходе Ко-борьбы.
2.11 Фора и заданиеФора позволяет уравнивать возможности игроков. Величина предоставляемой форы определяется разницей в уровне игры. Сильный игрок может уступить слабому сопернику несколько постановок подряд, позволив получить преимущество или фору. Чёрные изначально имеют преимущество, так как они первыми выходят на игровое поле.
Задание даётся ученику учителем. Фора – более сильным игроком. Разница между форой и учебным заданием в том, что на задании учатся. Фора же предназначена для соревнований.
Форовые камни и камни задания выставляются на звёздные перекрёстки. Один камень соответствует 10-15 очкам.
Задание в 17 камней. При правильной игре чёрных шансы белых выжить крайне невелики.
Задание в 9 камней. Чёрные камни обладают высоким влиянием. Обеспеченных владений у чёрных нет.
На доске 13 х 13 размещение камней задания подобно их расположению на доске 19 х 19.
На доске 9 х 9 звёздные перекрёстки расположены на третьей линии, соответственно этому и выставляются камни задания.
Стратегия игры с заданием отличается от игры на равных. К примеру, при задании в девять камней белые сразу вторгаются в области влияния чёрных, то есть с первой же постановки начинается борьба за передел областей влияния.
Чем больше задание, тем более спокойной и взвешенной должна быть игра. А противник, играющий белыми, наоборот, вынужден искать любую возможность обострить игру, завязав сложную борьбу с неясным исходом.
ЗаключениеВ этой главе вы познакомились с правилами самой древней и самой сложной стратегической игры в истории нашей цивилизации. Правил оказалось совсем немного – всего девять. Их простота открывает перед нами простор для творчества и поиска в игре. Поиска искусства, новых открытий и постижений. Учитель недаром уделил столь пристальное внимание правилам игры. В глубоком понимании правил заключён корень глубокого понимания Го. Ведь на доске можно делать всё – в пределах правил.
Правила Го не так просты, как кажутся на первый взгляд. Мы призываем вдумчивого читателя почувствовать глубину этого сообщения. А исследователю правил откроются неисчерпаемые глубины игры. Он сможет не только безупречно играть, но и объяснять Го так, что сила Го будет присутствовать в каждом его слове.
Учитель дал начальные навыки игры Го. К ним относится оценка здоровья камней, которое зависит от числа дыханий. В Го достаточно уметь считать до четырёх, чтобы строить здоровые камни. Играя, мы можем научиться отличать живые камни от мёртвых. Жизнь камней заключена в пустоте. Живые камни обладают глазным строем или же образуют владение. Бывает и так, что камни живут на общих дыханиях, но при этом не имеют владения. Мёртвые камни могут стоять на доске словно живые. Лишь снятые камни не вызывают вопросов.
Камни в монолитных, неделимых цепочках сильнее одиночных. Но при этом нельзя забывать об их производительности. Плотно стоящие камни не позволяют играть широко. Предпринимайте в игре! Пусть камни сотрудничают друг с другом, огораживая большие участки игровой доски. Ищите баланс между широтой замысла и возможностью удержать огороженные участки. Это сделает игру интересной и творческой, взвешенной и продуманной.
Если в первой игре возникнет вопрос, когда её следует закончить, обратитесь к разделу «Подсчёт очков». Игра заканчивается тогда, когда на игровом поле не осталось ни одной постановки, которая могла бы увеличить или сократить владения, и когда все границы между владениями окончательно построены и заполнены. Заполнены камень к камню.
Следует ли вторгаться в чужое владение или признать право соперника на этот участок игрового поля? Если вы считаете возможным поделить чужое владение, то перед тем как поставить камень, продумайте свои действия на три, а лучше четыре постановки вперёд. Возможно, умозрение подскажет вам, что такое вторжение не имеет перспектив.
Играя первый раз, внимательно следите за тем, чтобы на доске не оставалось камней, у которых нет ни одного дыхания. Такие камни должны немедленно сниматься с игрового поля, как только их окружили. Только тогда ход является законченным. Нельзя продолжать игру, если на доске стоят камни без дыханий.
Словарь ключевых понятий, изученных в главе 2Владение – Окружённые камнями пустые перекрёстки, за которые не будет вестись междоусобная борьба.
Влияние – Воздействие сильных камней на игру.
Глазной строй (два глаза) – Особый строй внутренних дыханий отряда. Глазной строй позволяет отряду владеть как минимум двумя перекрёстками пустоты даже в условиях полного окружения камнями противника.
Дыхание – Перекрёсток, непосредственно связанный с перекрёстком, на котором стоит камень.
Задание – Предустановленные камни. Чаще всего это вид учебной форы, когда чёрные камни выставляются на звёздные перекрёстки. Учебное задание бывает от двух до семнадцати камней.
Ложный глаз – Особый строй камней, внешне напоминающий глаз, но таковым не являющийся. Ложный глаз рано или поздно должен быть занят камнем, так как он всегда образован на месте разрыва связи между камнями.
Область – Участок игрового поля, ограда которого лишь намечена камнями одного цвета.
Обречённые камни – Окружённые противником камни, которые не могут построить глазной строй, но при этом обладают хотя бы одним дыханием. В конце игры такие камни считаются пленными.
Отряд – Строй камней.
Пленные камни – Камни, лишённые во время игры всех своих дыханий и снятые с игровой доски в крышку. В конце игры к ним добавляются обречённые камни. Пленные камни выставляются во владение своего цвета, тем самым сокращая его.
Постановка – Выставление камня на игровую доску. Ставить камень можно на любой свободный перекрёсток за исключением случаев, когда такая постановка сокращает последнее дыхание своих камней.
Рука – Право игрока ставить камень на игровую доску. Слово «руководство» состоит из двух корней – «рука» и «водить». В Го игрок именно руководит игрой, так как он своей рукой ставит камни на доску.
Самоубийство – Запрещённая правилами постановка, лишающая свой камень или отряд последнего дыхания.
Строй – Качество отряда, которое проявляется во взаимодействии камней в отряде, в их совместной работе. Строй определяет действенность камней, стоящих на игровом поле.
Фора – Последовательная уступка одной или нескольких постановок с целью предоставить сопернику игровое преимущество.
Ход – Цепь постановок, связанных единым замыслом.
Термины японского И-Го, встретившиеся в главе 2Атари – Угроза взятия камня.
Дамэ – Ничейный перекрёсток; точка дыхания, степень свободы.
Ко – Правило Го, запрещающее повторное взятие.
Коми – Введённая в ХХ веке компенсация в очках за право первой постановки в спортивной версии игры.
Сэки – Вид жизни отрядов, не имеющих двух глаз.
Тэ – рука.
При копировании материалов сайта, ссылка на данный ресурс обязательна.