| Взаимный захват | Борьба окружённых отрядов с целью пленения камней. |
| Владение | Окружённые камнями пустые перекрёстки, за которые не будет вестись междоусобная борьба. |
| Влияние | Воздействие сильных камней на игру. |
| Глазной строй (два глаза) | Особый строй внутренних дыханий отряда. Глазной строй позволяет отряду владеть как минимум двумя перекрёстками пустоты даже в условиях полного окружения камнями противника. |
| Го | Название самой древней и самой сложной в мире стра- тегической игры. Другие известные названия игры Го: И – древнейшее название, Вейцы – современное название игры в Китае, И-Го – современное название игры в Японии, Бадук – современное название игры в Корее. Возможно, на Руси Го было известно как игра Тавлеи. |
| Доска | Расчерченная доска из цельного куска дерева длиной 45,5 см, шириной 42 см и толщиной от 5 см. Изготовить такую доску трудно, так как цельный кусок нужного размера можно вырезать только из достаточно толстого дерева. |
| Дыхание | Перекрёсток, непосредственно связанный с перекрёстком, на котором стоит камень. |
| Жертва | Приём, заключённый в отдаче противнику одного или нескольких камней. Жертва – это один из ключевых приёмов помощи слабым камням, а также захвата отрядов в плен путём разрушения их глазного строя. |
| Задание | Предустановленные камни. Чаще всего это вид учебной форы, когда чёрные камни выставляются на звёздные перекрёстки. Учебное задание бывает от двух до семнадцати камней. |
| Западня | Приём захвата камней, основанный на жертве. Предполагает использование камня-«приманки», с помощью которого сокращаются дыхания у камней, на которые устроена западня. |
| Звёздные перекрёстки | Отмеченные перекрёстки на игровом поле. Всего их девять. Восемь звёзд расположены на четвёртой линии. Одна – в центре. |
| Игровое поле | Квадратная разметка 19 х 19 для игры в Го. Для обучения используют уменьшенные игровые поля: 13 х 13, 9 х 9 и 7 х 7. В Японии хорошие доски расчерчивают мечом. |
| Камни | Фишки двух контрастных цветов для игры Го. В Японии белые камни вырезают из раковины Хамагури, а чёрные из базальта. В средневековом Китае камни изготавливали из керамики. Камни могут иметь чечевичную обточку или обточку в виде горы с плоским основанием. |
| Камни-бездельники | Камни в отряде или строе, не участвующие в совместной работе. Такие камни снижают общую производительность. |
| Клещи | Атакующий приём выхода на тыловую область камней противника. |
| Линия полноты | Показатель объёмного строя. Проводится по крайним камням строя через середину игрового поля. |
| Ловушка | Приём косвенного захвата камней путём выставления заслона на пути выхода отряда из окружения. Ловушка предполагает однозначный захват камней в плен. |
| Ложный глаз | Особый строй камней, внешне напоминающий глаз, но таковым не являющийся. Ложный глаз рано или поздно должен быть занят камнем, так как он всегда образован на месте разрыва связи между камнями. |
| Облава | Приём захвата камней. Заключается в последовательном сокращении дыханий у гонимого отряда, прижимании отряда к краю доски и захвату. |
| Область | Участок игрового поля, ограда которого лишь намечена камнями одного цвета. |
| Обречённые камни | Окружённые противником камни, которые не могут построить глазной строй, но при этом обладают хотя бы одним дыханием. В конце игры такие камни считаются пленными. |
| Отряд | Строй камней. |
| Охват | Атакующий приём для нарушения строя противника. Позволяет быстро накопить влияние путём нажима на камни противника, либо выбить основание у чужих камней. Охват относится к главным приёмам построения камней в углу и на стороне. Охват применяют для захвата камней в плен. |
| Перекрёсток | Пересечение линий на игровом поле. Всего перекрёстков 361. Камни выставляют на перекрёстки. |
| Переправа | Защитный приём, позволяющий соединить разделённые отряды в обход камней противника. Часто применяется для соединения по первой линии на краю игрового поля. |
| Пленные камни | Камни, лишённые во время игры всех своих дыханий и снятые с игровой доски в крышку. В конце игры к ним добавляются обречённые камни. Пленные камни выставляются во владение своего цвета, тем самым сокращая его. |
| Подход | Приближение к угловому камню противника. Может быть низким и высоким, близким и далёким. |
| Постановка | Выставление камня на игровую доску. Ставить камень можно на любой свободный перекрёсток за исключением случаев, когда такая постановка сокращает последнее дыхание своих камней. |
| Приём | Найденный игроком ход игры, позволяющий добиться её выгодного изменения или остановки. |
| Разрезание | Атакующий приём. Предполагает разделение отряда противника. |
| Разрыв | Нарушение соединения между камнями в стойке или строе. |
| Рука | Право игрока ставить камень на игровую доску. Слово «руководство» состоит из двух корней – «рука» и «водить». В Го игрок именно руководит игрой, так как он своей рукой ставит камни на доску. |
| Самоубийство | Запрещённая правилами постановка, лишающая свой камень или отряд последнего дыхания. |
| Сан | Мастерский уровень владения Го в Русской Школе Го и Стратегии. |
| Соединение | Защитный приём, закрывающий разрывы между камнями в отряде. Бывает прямым и косвенным. |
| Связанное соединение | Косвенное соединение камней с видимым разрывом. Такое соединение может быть поддержано до слитного или может быть нарушено. |
| Слитное соединение | Неразрывное соединение камней на общих дыханиях. |
| Стойка | Отряд из двух камней, связанных между собой. Стойка бывает устойчивой – с основанием и неустойчивой – со стратегической трещиной. Предельная растяжка стойки – пять шагов. Стойка бывает закрытой и открытой, высокой и низкой. |
| Стратегическая трещина | Вид разрыва между камнями в неустойчивой стойке. |
| Строй | Качество отряда, которое проявляется во взаимодействии камней в отряде, в их совместной работе. Строй определяет действенность камней, стоящих на игровом поле. |
| Тонкий хват | Мастерская постановка руки, держащей и ставящей камень на игровое поле. |
| Удушение | Приём сокращения дыханий у камней противника, вызывающий их нехватку и создающий угрозу захвата. |
| Фора | Последовательная уступка одной или нескольких постановок с целью предоставить сопернику игровое преимущество. |
| Ход | Цепь постановок, связанных единым замыслом. |
| Чаши | Сосуды для хранения камней. Вырезаются из цельного куска редких пород дерева или из камня. |
| Чин | Ученический уровень владения игрой Русской Школы Го и Стратегии. |
| Шаг | Расстояние в один перекрёсток между камнями в стойке. |
При копировании материалов сайта, ссылка на данный ресурс обязательна.