Го – поистине древняя игра. Её игровые фишки-камни не превратились в фигуры. Не выделились. Не стали пешками, конями, королями. Камням Го неведом плотный строй первоначальной расстановки. Да, камни Го могут ходить строем, но этому их нужно сначала научить. Появляясь на доске по одному, они из игры в игру передают нам историю о заселении Земли. Как это отличается от картины феодального сражения, знакомой нам по шахматам!

Бытуют предания, что игру Го разработал китайский император Яо в III тысячелетии до нашей эры. Разработал или заказал своим мудрецам, чтобы развивать ум своего сына. Однако эту легенду нельзя воспринимать буквально. Она аллегорически повествует про наследие более древней цивилизации, передающей Игру, чтобы развивать сыновей-потомков.

В легенде о Тоте1 , записанной Плутархом, Тот играет с богиней Луны в кости, и выигрывает у неё от каждого дня 360-дневного года по одной семьдесят второй части2 . Из этих частей он делает пять дополнительных дней и помещает их в конце года3. Что означает здесь «игра в кости»? Игра в кости означает, что в качестве «игровых фишек» используются кости животных. Именно так увидит наблюдатель незнакомую ему игру – через «фишки».

Кубок из рога носорога. Собрание Национального музея Нара, Япония. Здесь мы видим связь с легендой об игровом наборе из рога носорога и бивня слона4. В древности не всегда могли резать фишки из твёрдого камня, технологии забывались и открывались вновь. Но мягкие по сравнению с драгоценным камнем кости животных люди могли резать всегда. Возможно, что самые древние комплекты были сделаны из неведомых нам материалов, но мифы составлялись жрецами позднее, перенося и закрепляя в них более поздние представления.

В древнем Китае игра называлась И. Доской для И могла служить каменная плита с расчерченным игровым полем. Дорожный игровой набор включал шёлковый или кожаный плат и мешочки с камнями. В знак уважения к мудрости игры камни изготавливали из самых дорогих материалов.

В императорских комплектах И камни были сделаны из белого и тёмно-зелёного нефрита. В древности также играли синими и красными камнями из лазурита и яшмы. Изысканными считались камни из агата. И даже камни из стекла! Ведь стекло в те времена стоило очень дорого5.

Камни средневекового Китая (династии Сун, Мин и Цинь) делались из особой керамики с изображением животных и рыб. Традиционная форма камня И – плоское основание и вытянутая вершина. Такой камень не только напоминает гору, но и по сути является маленькой горой. Постепенно, с течением веков, камни становились все более приплюснутыми, пока не стали почти плоскими в последней китайской династии. Вслед за камнями уменьшались и чаши, в которых камни хранятся.

В средневековом Китае игра И стала называться по-другому: Вейцы. Дословный перевод нового названия – «связывание». Вейцы изучали в императорском дворце и в аристократических домах.

Игра была в качестве ценного дара передана императору Кореи, получив в этой стране название Бадук (дословное значение – «игра на сетчатом поле»). Императорский дом Японии получил набор игры в дар от императора Кореи6 в VIII веке. Игра стала закрытой практикой императорского дома7 . С этого времени берет начало японская версия И – И-Го.

столик для И-Го, подаренный императору Японии императором Кореи. Собрание Национального музея Нара, Япония.
Красные и синие камни из слоновой кости, входящие в подаренный комплект. Собрание Национального музея Нара, Япония.

Японцы внесли свои уточнения, в том числе в правила. Был изменен порядок подсчета результата игры. В Японии стали брать в плен камни, а считать в конце только огороженные пустые пересечения.

По древним же правилам подсчитывали стоящие на доске камни и пустые перекрёстки, но пленных не брали, возвращая их в чашу игрока. Другое новшество, введённое в Японии на рубеже XVI-XVII веков, заключалось в том, что игру стали начинать с пустой доски. До этого в Китае и Корее играли на доске с предустановленными камнями.

История не сохранила причину, по которой в Японии внесли изменения в правила игры и изменили вид набора. Возможно, японские Мастера И-Го проводили свою реформу, имея на это санкцию, источник которой нам неизвестен.

В XVI-XVII веках искусство И-Го было широко распространено в среде японской аристократии. Самураи изучали И-Го для совершенствования искусства стратегии, тактики и формы. После образования сёгуната Токугава первый сёгун Токугава Иэясу издал эдикт об учреждении четырёх домов И-Го8 . Задачей домов было хранение и развитие традиции этого боевого искусства.

Мастера И-Го разработали традиционный для Японии стиль игрового набора. Игровое поле наносили на деревянную доску с ножками. Доски изготавливались из редчайшей древесины 700-летней кайи. Японские камни для И-Го выпуклые с обеих сторон. Традиционный материал: белая раковина Хамагури с отмели Хюга и чёрный базальт. Иероглиф «Го» буквально означает камень из раковины9. Из одной раковины может быть вырезан лишь один камень. Чаши для камней вырезают из тутового дерева, хурмы или капа. В наше время стоимость набора И-Го высшего класса может превышать 150 000 евро.

Болгарский исследователь истории Го Константин Байрактаров в своей работе «Золотые Тавлеи или богатырское Го в Древней Руси»10 выдвигает гипотезу о том, что игра Го была известна на Руси под именем загадочной игры Золотые Тавлеи. «Тавлея» – это сетка, игровое поле; латинский эквивалент этого слова – tabula. Во времена Золотой Орды игра Го была частью придворного ритуала, который разработали для хана китайские ученые-конфуцианцы. Русские былины хранят память о том, как князья из Руси состязались с монгольскими ханами в мастерстве игры в Тавлеи.

С течением времени с Го происходили метаморфозы. Менялись формы и цвета камней, даже размерность доски не была постоянной. Изменялись установленные начала игры. Однако фундаментальные принципы игры на протяжении последних пяти тысяч лет оставались неизменными.


  • Тот – бог мудрости и знаний в Древнем Египте.
  • 72 – важное число Го. На первой игровой линии – 72 перекрестка.
  • При абсолютно равной игре в Го результатом дележа доски будет плюс пять за того, кто ставит первым. Ещё точнее – пять целых, пять десятых.
  • По сведениям китайских историков, император Яо обучал своего сына Дан Жу на доске из тутового дерева камнями из бивня слона и рога носорога. В III веке н.э. Цао Лу отмечал, что существуют игровые наборы с камнями из редких материалов – бивня слона и рога носорога – очень древнего происхождения, ими играли за 1700 лет до его времени.
  • Такие камни можно увидеть, например, в национальном музее провинции Шанси в городе Сиань.
  • В набор, который император Кореи подарил императору Японии, входил резной столик, покрытый чёрным лаком с инкрустацией золотом и золотой разлиновкой линий. На боковых стенках столика изображения птиц, верблюдов и ланей. В столике – два ящика, в которых хранятся резные чаши-черепахи для камней. Камни синего и красного цвета изготовлены из слоновой кости, на них изображены аисты. На игровом поле согласно корейской традиции отмечены 17 звёзд: 16 звёзд на четвертой линии и центральная звезда.
  • Запрет на игру вне императорского дворца был снят в XI веке.
  • Хонимбо, Хаяси, Иноуэ и Ясуи. Названия домов происходят от имён их основателей. К тридцатым годам двадцатого века все дома прекратили своё существование.
  • Это название игры использовалось не только в Японии, но и в Китае. Найденный в 2008 году исследователями Британского музея китайский трактат по Го Х века использует именно этот иероглиф, а не традиционное для Китая того времени название Вейцы. В трактате собраны правила игры, а также начальные игровые принципы и приёмы.
  • Статья опубликована в Интернете на сайте «История игры Го в России». Адрес сайта: www.russia.weiqi.ru. В статье также приводятся интересные факты о следах Го в Европе.

При копировании материалов сайта, ссылка на данный ресурс обязательна.


Рассылка
(новости, обучение Го,
книги, презентации, выставки)

Издательство Готовая книга

Игорь Гришин, Путь Мастера Го