Го – поистине древняя игра. Её игровые фишки-камни не превратились в фигуры. Не выделились. Не стали пешками, конями, королями. Камням Го неведом плотный строй первоначальной расстановки. Да, камни Го могут ходить строем, но этому их нужно сначала научить. Появляясь на доске по одному, они из игры в игру передают нам историю о заселении Земли. Как это отличается от картины феодального сражения, знакомой нам по шахматам!
Бытуют предания, что игру Го разработал китайский император Яо в III тысячелетии до нашей эры. Разработал или заказал своим мудрецам, чтобы развивать ум своего сына. Однако эту легенду нельзя воспринимать буквально. Она аллегорически повествует про наследие более древней цивилизации, передающей Игру, чтобы развивать сыновей-потомков.
В легенде о Тоте1 , записанной Плутархом, Тот играет с богиней Луны в кости, и выигрывает у неё от каждого дня 360-дневного года по одной семьдесят второй части2 . Из этих частей он делает пять дополнительных дней и помещает их в конце года3. Что означает здесь «игра в кости»? Игра в кости означает, что в качестве «игровых фишек» используются кости животных. Именно так увидит наблюдатель незнакомую ему игру – через «фишки».
Здесь мы видим связь с легендой об игровом наборе из рога носорога и бивня слона4. В древности не всегда могли резать фишки из твёрдого камня, технологии забывались и открывались вновь. Но мягкие по сравнению с драгоценным камнем кости животных люди могли резать всегда. Возможно, что самые древние комплекты были сделаны из неведомых нам материалов, но мифы составлялись жрецами позднее, перенося и закрепляя в них более поздние представления.
В древнем Китае игра называлась И. Доской для И могла служить каменная плита с расчерченным игровым полем. Дорожный игровой набор включал шёлковый или кожаный плат и мешочки с камнями. В знак уважения к мудрости игры камни изготавливали из самых дорогих материалов.
В императорских комплектах И камни были сделаны из белого и тёмно-зелёного нефрита. В древности также играли синими и красными камнями из лазурита и яшмы. Изысканными считались камни из агата. И даже камни из стекла! Ведь стекло в те времена стоило очень дорого5.
Камни средневекового Китая (династии Сун, Мин и Цинь) делались из особой керамики с изображением животных и рыб. Традиционная форма камня И – плоское основание и вытянутая вершина. Такой камень не только напоминает гору, но и по сути является маленькой горой. Постепенно, с течением веков, камни становились все более приплюснутыми, пока не стали почти плоскими в последней китайской династии. Вслед за камнями уменьшались и чаши, в которых камни хранятся.
В средневековом Китае игра И стала называться по-другому: Вейцы. Дословный перевод нового названия – «связывание». Вейцы изучали в императорском дворце и в аристократических домах.
Игра была в качестве ценного дара передана императору Кореи, получив в этой стране название Бадук (дословное значение – «игра на сетчатом поле»). Императорский дом Японии получил набор игры в дар от императора Кореи6 в VIII веке. Игра стала закрытой практикой императорского дома7 . С этого времени берет начало японская версия И – И-Го.
Японцы внесли свои уточнения, в том числе в правила. Был изменен порядок подсчета результата игры. В Японии стали брать в плен камни, а считать в конце только огороженные пустые пересечения.
По древним же правилам подсчитывали стоящие на доске камни и пустые перекрёстки, но пленных не брали, возвращая их в чашу игрока. Другое новшество, введённое в Японии на рубеже XVI-XVII веков, заключалось в том, что игру стали начинать с пустой доски. До этого в Китае и Корее играли на доске с предустановленными камнями.
История не сохранила причину, по которой в Японии внесли изменения в правила игры и изменили вид набора. Возможно, японские Мастера И-Го проводили свою реформу, имея на это санкцию, источник которой нам неизвестен.
В XVI-XVII веках искусство И-Го было широко распространено в среде японской аристократии. Самураи изучали И-Го для совершенствования искусства стратегии, тактики и формы. После образования сёгуната Токугава первый сёгун Токугава Иэясу издал эдикт об учреждении четырёх домов И-Го8 . Задачей домов было хранение и развитие традиции этого боевого искусства.
Мастера И-Го разработали традиционный для Японии стиль игрового набора. Игровое поле наносили на деревянную доску с ножками. Доски изготавливались из редчайшей древесины 700-летней кайи. Японские камни для И-Го выпуклые с обеих сторон. Традиционный материал: белая раковина Хамагури с отмели Хюга и чёрный базальт. Иероглиф «Го» буквально означает камень из раковины9. Из одной раковины может быть вырезан лишь один камень. Чаши для камней вырезают из тутового дерева, хурмы или капа. В наше время стоимость набора И-Го высшего класса может превышать 150 000 евро.
Болгарский исследователь истории Го Константин Байрактаров в своей работе «Золотые Тавлеи или богатырское Го в Древней Руси»10 выдвигает гипотезу о том, что игра Го была известна на Руси под именем загадочной игры Золотые Тавлеи. «Тавлея» – это сетка, игровое поле; латинский эквивалент этого слова – tabula. Во времена Золотой Орды игра Го была частью придворного ритуала, который разработали для хана китайские ученые-конфуцианцы. Русские былины хранят память о том, как князья из Руси состязались с монгольскими ханами в мастерстве игры в Тавлеи.
С течением времени с Го происходили метаморфозы. Менялись формы и цвета камней, даже размерность доски не была постоянной. Изменялись установленные начала игры. Однако фундаментальные принципы игры на протяжении последних пяти тысяч лет оставались неизменными.
При копировании материалов сайта, ссылка на данный ресурс обязательна.