Глава 3.
Го как искусство строить камни

В Го играют молча. Выставляя камни на доску.

Всё, что делается на игровой доске, делается с помощью камней.

С помощью камней начинают, с помощью камней изменяют, с помощью камней снимают с доски другие камни.

Но если ставить камни разрозненно, как попало, их невозможно будет использовать с толком. На победу при такой игре рассчитывать не придётся.

Чтобы камни могли выполнять серьёзные задачи, надо научиться применять их совместно, отрядами. Камни должны вводиться в бой подготовленными, знающими свой порядок и свои боевые задачи.

Только строй камней может успешно атаковать камни противника, обеспечивать влияние и удерживать владения.

Трудность же заключается в том, чтобы противник не разгадал замысел и цель вашего построения. Ведь доска Го открыта, на ней нет лесов, оврагов и потайных мест. Противник осматривает её столь же тщательно, как и вы. Заметив так называемый «стандартный строй», он успеет поставить защитные камни, и вся подготовка уйдёт насмарку.

Как сделать так, чтобы камни успевали построиться, а противник не успевал защититься перед их ударом? Эта задача кажется неразрешимой.

Однако Мастера игры знают способ. Но прежде чем мы узнаем секрет, давайте научимся строить камни. Строить наши камни так, чтобы они начали нас слушаться.

3.1 Глазомер и умозрение

Строительство камней основано на соотношениях. Соотношениях между камнями, между камнями и игровым полем, между нашими камнями и камнями противника.

Способность замечать эти соотношения русский Учитель называет глазомером.

Осматривая камни, с помощью глазомера прикидываем, что можно построить, а что нельзя.

Некоторые камни расположены так, что из них можно построить хорошее основание для будущего владения.

Некоторые — почти готовая стена.

Некоторые же собрать во что-либо вразумительное непросто.

Глазомер — это наделение глаз дополнительной способностью. Способностью соотносить.

Глазомер позволяет точно и действенно строить камни в зависимости от их конкретного положения, а не от гипотетических вариантов, игранных кем-то или когда-то.

Глазомер разгружает память, делает игру свободной.

Мастер управляет ходом игры не только с помощью глазомера. Ему не только не надо вспоминать, как правильно сыграть в том или ином месте доски, ему доступно новое. Глазомер в сочетании с умозрением дают возможность быть здесь и сейчас.

Умозрение — это пробуждение ума к новым качествам. Таким, как видение. Умозрение — наделение ума способностями глаз [1].

Поэтому русский Учитель говорит, что Го учит нас видеть. Русский Учитель учит видеть игру, как совокупность целого ряда соотношений между камнями и пустотой. Видение игрока переносится на игру через постановки и игровые ходы.

К счастью, в Го невозможен выбор наиболее выгодного игрового варианта путём полного перебора всех возможных [2]. В отличие от таких игр как шахматы или шашки, в Го нет наработанных «сценариев победы», которые позволяют играть, следуя «схеме». Мастер Го в каждой своей игре ищет новый путь к победе, идя к ней строем камней и строем пустоты.

3.2 Постановка камня

Ставь — один камень. Ставь — это уровень порождения. То, что рождается, всегда является слабым. Всё в открытом состоянии. Постановка камня как вопрос, как постановка проблемы. Постановка удара, постановка капитала. Камень ставится на то или иное пересечение. Принятие решения — это самое страшное, от этого опускаются руки. А потом ещё надо ставить камень, и ещё, и ещё, и никто не знает, сколько надо поставить для победы и что такое победа. Что такое ставящий камень? Это новый бой, новый противник, разведка, любая экспедиция — всё это ставящие камни. Что будет, если на войне такие действия делать несогласованно, по собственному произволу? Конечно, такое может позволить себе только тот, кто облечён высшей полководческой или провидческой властью.



Зарисовка 3-1

На игровом поле принято различать четыре угла, четыре стороны и срединную часть (зарисовка 3-1).

Японский Учитель называет ближайшую к нам сторону нижней, а противоположную ей — верхней. Левая и правая стороны соответствуют левой и правой руке. Каждый из четырёх углов называется по двум сторонам, например: верхний левый или нижний правый.

Китайский Учитель называет центр игрового поля небом, или вершиной, а границу игрового поля — землёй или низом. Игровое поле можно представить в виде горы. Движение взгляда от края доски к её центру — это восхождение от земли к небу.



Зарисовка 3-2

Определим положение чёрных и белых камней на игровом поле зарисовки 3-2. Чёрный камень 1 стоит в верхнем левом углу на первой линии. Русский Учитель называет её «линией смерти».

Белый камень 2 поставлен в верхний правый угол на третью линию. Эту линию Учитель называет «линией владения».

Защищать владение под камнями на третьей линии легче. Такие камни Учитель называет низкими, так как они стоят близко к краю доски. Такие камни могут приносить владение.

Чёрный камень 3 поставлен в срединную часть игрового поля. Белый камень 4 стоит в нижнем правом углу на четвёртой линии. Эту линию Учитель называет «линией влияния».

Высокопоставленные камни на четвёртой линии не огораживают под собой владение, так как находятся высоко от края доски. С помощью «стенок» из высокопоставленных камней строят большие области.

Чёрный камень 5 поставлен на вторую линию на верхней стороне. Учитель называет её «линией поражения». Камень на этой линии стоит слишком близко к краю доски, чтобы приносить достаточное владение или оказывать влияние.

На пустом игровом поле самыми выгодными с точки зрения будущих владений являются третья и четвёртая линии. Камни, стоящие на них, строят владения и оказывают влияние ценой наименьших вложений.

В срединную область камни целесообразно ставить, когда третья и четвёртая линии уже освоены [3]. Ставить камни на вторую и первую линии можно только в особых случаях. Например, для построения границ владений или для укоренения сражающихся камней.

3.3 Каменная стойка

Правь — два камня. Правление — это ведение родившегося. Два камня, образующих стойку, располагаются через перекрёсток или два перекрёстка по отношению друг к другу. Направление наибольшей силы такой стойки видно на доске. Если вы не видите этого сами, то вам нужно взять необходимые уроки у Мастера, который владеет такими знаниями.
И.А. Гришин, Е.В. Островский. Беседы в зале Вечности



Зарисовка 3-3

Зарисовка 3-3 учит определять взаимное расположение камней в стойке. Чёрные камни 1 и 3 расположены рядом друг с другом на соседних линиях [4]. Это плотная диагональная стойка. Белые камни 2 и 4 стоят в одношаговой стойке [5].

Белые камни 6 и 8 стоят на четвёртой линии стойкой в два шага [6]. Эти камни соприкасаются своими дыханиями (на зарисовке отмечены крестиками), как бы «держась за руки». Это основная стойка для двух камней на третьей и четвёртой линиях. Стойка в два шага устойчива, так как под камнями есть основание [7], достаточное для постройки двух глаз.

Чёрные камни 5 и 7 на третьей линии отстоят друг от друга на три шага [8]. В отличие от двух белых камней справа, такая стойка чёрных неустойчива. Чёрные камни не соприкасаются своими дыханиями. Если поставить белый камень на перекрёсток А, он разделит стойку чёрных и при этом полностью сохранит свои дыхания.



Зарисовка 3-4

Стойка превращает мальчика в мужчину, человека в бойца, а камень — в отряд. Тебя застала боевая ситуация? Прими боевую стойку. Боевые стойки нужно править, это нужно делать до боя. Процесс правки боевых стоек длительный, требует терпения и особых знаний. Стойка имеет направления. Прямое — в сторону атакующей силы, и поперечное — перпендикулярное атаке. Стойку, не имеющую поперечного направления, называют «фанерой». Стойка — это порядок, на который принимается сила. Стойка — это когда мы стоим на костях, одетых мышцами. Стойка — это когда мы движемся без мышечных усилий. Стойка — это шаг, любой шаг – это стойка. Стойка — это когда мои ноги подо мной. Моя задница — подо мной. Я сижу на ней, как на коне. Стойка — это когда я на коне. Стойка — это когда я копьём остановлю конного, если только у моего копья не переломится древко. Стойка — это когда я один или когда стою в строю. Стойка бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя стойка — это отсутствие напряжения по поводу того, что я смогу принять чужую силу, распределить её, перераспределить или опрокинуть. Стойка внешняя — когда тело выстроено с учётом направления действия силы. Боец стоит на двух ногах, и с прибавлением к нему третьей механической ноги он вряд ли станет более устойчив. Главное, чтобы двух ног было достаточно.

Русский Учитель говорит, что если два камня одного цвета стоят стойкой в три шага, то между ними может возникнуть стратегическая трещина [9]. Поэтому такую стойку можно назвать открытой.

Важно различать открытую и закрытую стойку камней. На зарисовке 3-4 чёрные и белые камни стоят в разных стойках. Отмеченные камни — это передовые распространения от угловых камней.

Отмеченный треугольником чёрный камень стоит на третьей линии и прикрывает подступы к нижнему левому углу. Это низкий, владетельный камень.

В этом углу стойка чёрных камней закрытая, противник не может пробраться внутрь чёрного угла, двигаясь по левой или по нижней стороне [10].

Стойка белых в нижнем правом углу закрыта справа и открыта снизу. Отмеченный кружком белый камень стоит на четвёртой линии. Это высокопоставленный, влиятельный камень. Подход к белым камням по нижней стороне открыт. Справа угловой белый камень стоит на третьей линии, закрывая подход к углу.

Стойка двух чёрных камней в верхнем правом углу закрыта сверху и открыта по правой стороне. Удаётся следить, почему мы делаем такой вывод?

У белых камней, занимающих верхний левый угол и половину верхней стороны, широкая стойка. Угловой камень стоит высоко. По верхней стороне подход к углу прикрывает отмеченный крестиком камень. Стойка белых открыта, несмотря на то, что отмеченный камень стоит на третьей линии. Между камнями большое расстояние — пять шагов.

Показанные на зарисовке стойки камней применяются для удержания углов и расширения угловых владений. Чем дальше камень выдвинут от угла на сторону, тем слабее стойка. Чем ближе стоят камни друг к другу в углу, тем стойка крепче. Далёкое распространение применяют для создания больших областей, а близкое — для удержания владения в углу.

Ставьте камни так, чтобы они были открыты своим камням и закрыты для чужих.



Зарисовка 3-5

Что такое неустойчивые камни? Это камни с неточной стойкой. Наглядный пример — на зарисовке 3-5.

Два чёрных камня в нижнем левом углу образуют стойку. Это сложная стойка. Камни поставлены с намеренной стратегической трещиной. Новичкам так играть опасно. Нужно очень хорошо представлять себе смысл такой стойки, а также то, как этот смысл претворяется на деле.

Два белых камня в верхнем левом углу полезнее не рассматривать как единое образование, настолько сложен с точки зрения строя разрыв между белыми камнями.

Рассмотрим верхний правый угол. Выдвинутый на верхнюю сторону камень стоит на пятой линии. Положение камня слишком высокое [11]. Удерживать под собой владение такой камень не способен. Угол он также не прикрывает. Этим камнем будет трудно распорядиться, когда начнётся борьба. Такие камни называют «ударом по пустоте».

Белый камень на правой стороне стоит на второй линии. Это заниженное положение. Камни стоят через линию. Между ними в игре обязательно возникнет стратегическая трещина. Поэтому игроку придётся добавлять дополнительный промежуточный камень. Сможете найти перекрёсток для этой постановки? Если нашли, то сможете увидеть, как камень, стоящий на этом перекрёстке, образует сразу две правильные стойки. Чтобы исправить положение в этом месте игрового поля, нам потребуется не только камень, но и рука, чтобы его поставить.



Зарисовка 3-6

Зарисовка 3-6 поможет увидеть разницу между стойкой, связывающей камни, и несвязанными одиночными камнями.

На правой стороне два чёрных камня отстоят друг от друга на пять шагов. Это предельная растяжка стойки.

Поставим два белых камня внутрь стойки чёрных. Белые камни могут занять стойку в один шаг без соприкосновения с чёрными [12].

Такая стойка неустойчива, так как не даёт белым камням основания для двух глаз. Это означает, что чёрные теснят белых. Вытесняют их со стороны. Вытесняют — значит, совместно работают.

На левой стороне два белых камня стоят на расстоянии в шесть шагов между собой. Камни на таком расстоянии не образуют стойку. Это одиночные камни.

Чёрные могут встать стойкой в два шага между белыми без потери дыханий. Такие камни устойчивы, так как у них есть основание.

Белые не могут теснить разделяющие чёрные камни. Значит, между белыми изначально не было достаточной силы взаимного притяжения [13], сравнимой с той, когда они связаны стойкой.

3.4 Строй камней

Строй — три камня и больше. Есть строй камней, а есть строй пустоты. Игровой строй сочетает оба строя.
И.А. Гришин, Е.В. Островский. Беседы в зале Вечности

Строй превращает камни в отряд, а толпу — в организованную силу. Поэтому третий камень, образующий строй, ставится на расстоянии. Строй имеет задачу удержать какое-то пространство, область, владение. Строй можно развивать, привлекая новые камни, поэтому строй может состоять из любого количества камней. Строй всегда побеждает толпу.
И.А. Гришин. Ставь-Правь-Строй

Строй камней увидеть легче, чем строй пустоты. Пустота относится к невидимым игровым запасам. Пример строя пустоты — два глаза.



Зарисовка 3-7

Слева на зарисовке 3-7 строй чёрных камней состоит из двух монолитных частей по три камня в каждой.

Справа строй чёрных камней состоит из двух частей: монолита из пяти камней и одиночного камня.

Строй пустоты в обоих случаях одинаков — два глаза.

Поэтому если играющему в Го нужно описать положение чёрных на этой зарисовке, он не будет рассказывать о количестве чёрных камней и о том, как они расположены по отношению друг к другу.

«Два глаза». Вот что он скажет о них.

То есть игрок опишет камни через строй пустоты. Это быстрое, точное и глубокое описание чёрных в указанном положении.

Взаимодействие камней тесно связано с их расположением, так как в основе строя лежит стойка. Если камни расположены неустойчиво, между ними нарушены связи или они не укоренены, нарушается и взаимодействие строя камней. Как же добиться, чтобы камни сотрудничали друг с другом?



Зарисовка 3-8

На зарисовке 3-8 игрок чёрными расположил свои камни в правой части игровой доски, а игрок белыми — в левой. Четыре чёрных камня стоят высоко. Игрок составил камни в звёздный строй. Белые камни построены в верхнем и нижнем левых углах. Три камня из четырёх стоят низко, они привязаны к земле. Низкое положение белых уравновешивается высоким белым камнем на верхней стороне.

Ещё раз посмотрим на построения чёрных и белых камней. Строй чёрных напоминает ковш. Белые стоят двумя разделёнными отрядами на противоположных сторонах доски.

Четыре чёрных камня работают вместе. Они расположены на равном расстоянии друг от друга — пять шагов. Такое расположение не является разреженным или слишком плотным. Камни в стойке поддерживают взаимодействие между собой на расстоянии не более чем в пять шагов. Ставить камни ближе друг к другу можно, если для этого есть предпосылки, например стоящие поблизости камни противника. На зарисовке 3-8 игрок чёрными расположил камни, используя всю силу их взаимодействия.

Мысленно соединив внешние края чёрного ковша, можно увидеть линию полноты строя чёрных. Наличие линии полноты означает, что игрок смог добиться объёмного строя камней [14]. Плоские построения без объёмной линии полноты означают либо недостаточное взаимодействие камней, либо связаны с особым игровым стилем.

Плотность построения белых камней неравномерна. Белые камни сосредоточены в углах, а на стороне остается огромный разрыв [15]. Видно, что белым не хватает ещё одного камня в середине левой стороны, чтобы все белые камни объединились для совместной работы. В построении белых нет полноты, им ещё не удалось преодолеть отставание в развитии.



Зарисовка 3-9

На зарисовке 3-9 — пример игры начинающих, в котором нарушено взаимодействие между камнями и не налажена их совместная работа. Рука у белых. Нет ли у вас ощущения, что на игровом поле царит беспорядок, и камни перемешаны друг с другом? Если есть, значит, вы неплохо разбираетесь в игре.

Попробуем разобраться, что же происходит на зарисовке 3-9. Для начала подсчитаем, сколько отрядов в управлении игроков.

Чёрный камень в верхнем левом углу — это один отряд.

Чёрный камень на левой стороне, в окружении двух белых камней — это ещё один отряд.

В нижнем левом углу ещё один отдельный камень.

В общей сложности только на левой стороне у чёрных три отдельных отряда [16].

Считаем дальше. Два чёрных камня в верхнем правом углу. На нижней стороне у чёрных большой отряд из семи камней. Этот отряд выходит двумя камнями на правую сторону [17].

Всего у чёрных пять отрядов при самом благоприятном для них расчёте [18].

Подсчитаем отряды белых.

На верхней стороне стойка из двух камней. Это первый отряд.

На правой стороне стоят два камня на четвёртой линии. Это второй отряд.

Камень в нижнем правом углу в окружении трёх чёрных — третий отряд белых.

На нижней стороне стоит одиночный белый камень. Это четвёртый отряд.

По поводу левой стороны у разных игроков могут быть разные мнения. Кто-то будет считать, что у белых один большой отряд, разделённый одиночными чёрными камнями. Другой скажет, что у белых — три отряда, два из которых — на стороне, и один — угловой.

Чёрные в таких спорах являются, конечно, заинтересованной стороной. Они будут стараться доказать белым, что отрядов три, а не один.

Хотите поспорить? Если хотите, играйте как на этой зарисовке. Учитель же говорит, что залогом победы является наименьшее количество отрядов на доске. Число четыре является здесь переломным [19].

Пример совместной работы на зарисовке — три чёрных камня, дружно окружающие белый камень в нижнем правом углу. Пример сотрудничества строя белых — на нижней части левой стороны. Другие камни незнакомы с идеей совместной работы. Вместо этого они стараются привлечь к себе внимание игроков, требуя поддержки. Между слабыми отрядами возникает соперничество за право получить дополнительный камень. Такое соперничество обычно приводит к стратегическому отставанию в игре.

Учитель советует начинающим игрокам поддерживать совместную работу своих камней. Качество совместной работы зависит не от количества отдельных отрядов на игровом поле, а от их взаимодействия и сотрудничества. Лучше иметь один большой отряд, объединяющий камни в большой ковш (как на зарисовке 3-8), чем пять и более разделённых отрядов (как на зарисовке 3-9).

Чем меньше разрозненных отрядов, тем выше влияние камней на доске.

Нарушение взаимодействия камней, в том числе при выгодном их расположении — главная причина поражения в большой игре. Но эта причина часто не просто не видна игрокам, она даже оспаривается ими. Ведь поражение можно объяснить себе как угодно. «Не успел защититься», «не успел поставить камень в нужное место», «сыграл не там, где хотел». Найти подлинную причину своего поражения можно только в случае глубокого разбора своей игры с хорошим Учителем.



Зарисовка 3-10

Важным показателем действенности камней является производительность их совместной работы. Мало построить камни в хороший строй и добиться их совместной работы. Необходимо следить за тем, чтобы строй камней поддерживал производительность своей работы. То есть приносил игроку достаточное владение либо кратное ему влияние [20].

Слева на зарисовке 3-10 показан действенный строй чёрных камней. В нём нет разрывов, камни стоят в стойках, налажена совместная работа по удержанию стороны.

Справа на зарисовке 3-10 показано положение, когда белые вторглись на сторону к чёрным и построили владение под чёрными камнями. Теперь чёрные выстроились стеной, обращённой в центр. Несмотря на то, что такой строй чёрных также не имеет разрывов, и камни работают в нём совместно, производительность их работы намного ниже, чем на левой части зарисовки.

Возможно, пытливый читатель заметит, что влияние чёрного строя на центр игрового поля очень велико и сопоставимо с отданным белым владением. Это не так. Влияние чёрных, конечно, велико. Но производительность совместной работы таких камней всё же ниже, чем у строя слева. Белый отряд лишает строй чёрных справа всякого территориального смысла. Влияние чёрных может быть погашено. Его ещё предстоит превратить во владение в центре игровой доски. Сделать это будет непросто, отнять же у белых полученное ими владение невозможно.

3.5 Соединение камней

Стойка и строй могут быть слитными или связанными.



Зарисовка 3-11

На зарисовке 3-11 показано слитное соединение чёрных камней. Такое соединение невозможно разделить. Камни превращаются в единый монолит и объединены общей судьбой: жить или умереть вместе. Белые камни являют собой пример связанного соединения. Камни связаны между собой, но не составляют единый монолит.

Наиболее крепко связаны камни, стоящие по диагонали друг к другу. Такое соединение может стать слитным при любом действии противника.



Зарисовка 3-12

Если белые попытаются разделить два отмеченных чёрных камня постановкой 1 (зарисовка 3-12), чёрные соединятся камнем 2. Если белые попытаются разделить чёрные камни постановкой 3, чёрные соединятся камнем 4.

Обратите внимание, что белые камни потеряли по два дыхания. Теперь это «раненые бойцы», со всеми вытекающими последствиями. А жизненная сила чёрных возросла до шести дыханий [21].

Если чёрные не ответят на попытку разрезания, белые поставят свой камень на место чёрных камней 2 или 4. Тогда чёрные будут разделены, и связь между ними нарушится.



Зарисовка 3-13

На зарисовке 3-13 показаны два примера связанного соединения камней. Четыре чёрных камня слева разделить очень трудно, так как они построили глаз — запретный перекрёсток для белых. Японский Учитель сравнивает влияние такого строя камней с владением в 40 перекрёстков. Три белых камня справа — другое изящное соединение камней. Если соперник попытается разделить белых, заняв перекрёсток А, то чёрный камень останется с одним дыханием и будет снят с доски следующей постановкой белых. Такой строй камней китайский Учитель называет «пастью тигра», подчёркивая его опасность.



Зарисовка 3-14

Стойка в один шаг — вид связанного соединения. Эта связь слабее диагональной. Шагая, надо быть осторожным! В зависимости от положения камней на игровом поле противник может разорвать такую связь.



Зарисовка 3-15

На первой линии чёрные без труда пресекут попытку разделить свои камни. Защитить связь камней помогает «линия смерти», отнимающая у белого камня одно дыхание.

Зарисовка 3-16

На второй линии чёрные камни также могут поддержать связь между собой. Белый камень 1 захватывается в плен после накрывающей постановки 2. Белые придавливаются к краю игрового поля, где они не могут получить новые дыхания. Вы видите, что у двух белых камней нет шанса спастись? Если вы видите это не только на зарисовке, но и на игровой доске, вы уже обладаете знаниями начального уровня.



Зарисовка 3-17

Поддержание связи в одношаговой стойке на третьей линии требует более тонкой игры. Если чёрные попытаются прижать белых к краю игрового поля, как показано на зарисовке 3-17, то белые начнут движение по «линии поражения». К постановке 9 белые камни «высунули голову» из-под окружающих их чёрных камней.



Зарисовка 3-18

Чёрным проще связать свои камни по второй линии, выталкивая белый камень вверх (зарисовка 3-18). Постановка белых в разрыв А не имеет для них смысла. Чёрные прижмут белый камень к краю доски и захватят в плен.

Игру по зарисовке 3-18 можно смело советовать начинающим. Она надёжнее, чем на зарисовке 3-17. Однако, играя согласно зарисовке 3-17, чёрные получат большее влияние.



Зарисовка 3-19

Стойка в один шаг на четвёртой линии может сохранить связность только при выталкивании разрезающего камня вверх. Чёрных ждёт борьба. Если у белых поблизости нет других камней, то три камня 5, 7 и 9 будут потеряны.



Зарисовка 3-20

Попытка белых разделить два чёрных камня в одношаговой стойке на пятой линии приводит к поистине ожесточённой схватке. Если у белых нет других камней в этом районе доски, то чёрные захватывают в плен разделяющие камни белых.



Зарисовка 3-21

Если два чёрных камня стоят в одношаговой стойке на шестой линии или выше (от ближайшего края доски), то связь между ними может быть нарушена. Тогда они превращаются в два или несколько отрядов.



Зарисовка 3-22

Стойка в два шага — это ещё один вид связанного соединения. Мы уже встречались с этой стойкой на зарисовке 3-3, когда говорили, что камни в ней как будто «держатся за руки», соприкасаясь дыханиями.

Разделить такие камни проще, чем стоящие в шаге друг от друга. Но это можно сделать, только если они расположены на четвёртой линии или выше.



Зарисовка 3-23

Разделить стойку в два шага на третьей линии невозможно. Разрезающие белые камни 3 и 7 прижаты к краю доски и не могут избежать плена.



Зарисовка 3-24

На четвёртой линии камни в двухшаговой стойке могут быть разрезаны. Помните о важности наличия камней поддержки в этом месте доски, которые могут помочь своей стороне в борьбе.

Стойка в два шага по третьей линии — «линии владения» — даёт камням основание, достаточное для постройки двух глаз.

Наличие или отсутствие основания у каменной стойки позволяет отличать сильные камни от слабых. Это особенно важно во время борьбы между отрядами за право владеть пространством игрового поля.

Слабые камни ничем не могут владеть и ни на что не могут влиять.



Зарисовка 3-25

На зарисовке 3-25 два белых камня стоят внутри стойки чёрных. Белые расположились стойкой в один шаг. Разбирая зарисовку 3-6, мы говорили, что чёрные камни могут теснить белых, если те оказались внутри такого отряда.

Если чёрные нанесут удары по основанию белых камнями 1 и 3, то у белого отряда не окажется места для постройки двух глаз. Отмеченные крестиком перекрёстки позволяют построить только один глаз.

Одношаговая стойка не даёт отряду основания. Если противник нападает на него, отряд необходимо выводить из окружения.



Зарисовка 3-26

Если камни стоят стойкой в два шага, у них есть основание, чтобы построить два глаза.

На зарисовке 3-26 игрок белыми пытается теснить стойку чёрных, угрожая выбить из-под камней основание. Но, укрепив стойку, чёрный отряд сохранил достаточно внутренней пустоты для постройки двух глаз [22].

Стойка в два шага крепко строит камни на игровой доске. Может, следует располагать камни на большем расстоянии между собой, чтобы получить ещё большее владение?



Зарисовка 3-27

Если камни расположены стойкой в три шага, то между ними может возникнуть стратегическая трещина на перекрёстке А.

Даже на третьей линии белый камень, поставленный на этот перекрёсток, способен построить два глаза под чёрными камнями и нарушить строй чёрных. Смотрим зарисовку 3-28.



Зарисовка 3-28

Белые камни отнимают владение у чёрных, строя два глаза на стороне противника.

Белые камни смогли получить основание для двух глаз прямо под чёрными камнями. В строе чёрных осталось два разрыва — А и Б. Если у белых есть поблизости поддерживающие камни, они смогут занять один из разрывов и разделить чёрные отряды.

Стратегическая трещина появляется там, где ослаблена связь между камнями. Но без воздействующих на неё камней противника она не опасна. Важно понимать, что камни противника могут находиться на противоположном конце доски, но при этом влиять на поведение трещины.

Камни в Го обладают не только ближнедействием, но и дальнодействием. Ближнедействие камня заключается в его способности занимать свободные перекрёстки, наращивать или отнимать свободные дыхания у других камней.

Пример дальнодействия показан в четвёртой главе на зарисовке 4-44.

Трещина опасна тем, что камни противника могут буквально расколоть строй ваших камней, подобно тому, как раскалывает чурбан топор, направленный умелой рукой в точное место. Раскалывающая атака противника является наиболее опасной из всех возможных. Поэтому следует внимательно следить за действиями другого игрока, своевременно выявлять свои трещины и закрывать их.



Зарисовка 3-29

У камней, отстоящих друг от друга на четыре или пять шагов, связь очень слабая (зарисовка 3-29). Противник может легко разделить такие камни. Что же делать? Стараться не ставить камни с разрывом в четыре шага и шире, если у вас нет продуманного замысла.

Иногда выгодно расположить свои камни на пределе возможной связи между ними, чтобы получить превосходство в развитии. Например, строя большой ковш, как на зарисовке 3-8. Однако тот, кто использует такие широкие стойки, должен быть готов защищать намеченные области от вторжения камней противника.

Слишком узкая стойка не даёт камням основания, а слишком широкая грозит отряду разделением на части.



Зарисовка 3-30

Между камнями в одношаговой стойке на соседних линиях тоже есть связанное соединение. Такая стойка более крепкая, чем в шаге на одной линии. В Китае эта стойка получила красивое название — «полёт» [23].



Зарисовка 3-31

Попытка белых разрезать два чёрных камня приводит к облаве [24] на белый камень под номером 1. Как вы считаете, есть ли у этого камня шанс вырваться из окружения чёрных?



Зарисовка 3-32

Если на пути облавы нет белых камней, то у белых нет способа спасти свой камень.

Попытка белых вывести свой камень из окружения оканчивается грандиозной облавой со стороны чёрных. Они ставят камень за камнем на «голову» белого отряда, постоянно сокращая его дыхания до одного.

При правильной игре строй белых будет напоминать лестницу. Такие белые камни не могут спастись от захвата.

Единственная надежда для камней, попавших в облаву — встреча со своими сородичами на пути бегства. Свой камень, стоящий на третьей линии и выше, добавит дыханий убегающим камням. Тогда можно будет нанести ответный удар по камням, которые ведут облаву.

Посмотрите на зарисовку 3-32. У чёрных, окружающих белых, всего по два дыхания, и все камни отделены друг от друга! Более подробно приём облавы описан в следующей главе.

Неважно, насколько высоко от края доски стоят камни в стойке «полёт». Противник не сможет их разделить, если на пути облавы нет его камней.



Зарисовка 3-33

Камни можно располагать в «дальнем полёте» — на расстоянии в два шага. Связь в такой стойке слабее, чем в одношаговой. Но иногда игрок готов рискнуть, чтобы поставить камни шире. Это как широкий мазок на игровой доске. Мазок, не теряющий преимуществ стойки.

Последний вид соединения сочетает в себе слитность и связность и называется слитно-связанным соединением. Посмотрим примеры такого строя камней.



Зарисовка 3-34

На зарисовке отряды построены из слитных и связанных частей. Отличительная особенность такого строя — наличие внутренней пустоты между камнями, придающей отрядам воздушность и гибкость. Японский Учитель дал некоторым видам строя особое название, например: А — «бамбук», Б — «панцирь черепахи», В — «облава», З — «клин», И — «цветок». Заметьте, что строй Б являет собой своего рода прообраз всех остальных.

Вы можете встретить примеры такого строя в игре Мастеров. Учитесь применять камни не толпой, а строем. Не бойтесь строить камни в своей игре!



Зарисовка 3-35

Чёрные камни строятся в отряд, опираясь на белых.



Зарисовка 3-36

Белый отряд выходит из окружения, разделяя чёрных на две части.



Зарисовка 3-37

Чёрный отряд прорывается сквозь строй белых.

Несколько советов Учителя начинающему изучать Го:

  • СТАВЬ — ПРАВЬ — СТРОЙ.
  • Один камень начинает вашу игру в углу, на стороне или в центре.
  • Затем вы правите свою постановку, превращая камень в отряд.
  • Два камня — это стойка. Камни в стойке способны защитить себя.
  • Третий камень превращает отряд в строй.
  • Построенные камни могут приносить вам владение или влияние.
  • Старайтесь строить камни без стратегических трещин и разрывов, рассчитывая на совместную работу. Сотрудничество камней позволит строить большие владения меньшим числом камней.
  • В широких стойках будьте внимательны: противник может попытаться расстроить и разделить ваши отряды.
  • При постановке камней плотно друг к другу следите за тем, чтобы противник не развился слишком широко на игровом поле, оттеснив ваши камни к углам и краям доски.
  • Пользуйтесь открытыми и закрытыми стойками, сочетайте высокое и низкое положение камней, чтобы сделать их устойчивыми, но при этом не слишком прижатыми к краю доски или, наоборот, оторванными от «земли».
  • Добивайтесь объёмного строя с линией полноты, выгнутой в центр. Камни в таком строе совместно работают для захвата и удержания владений и оказывают сильное влияние. Следите также за производительностью.

3.6 Камни-бездельники

Действия камней приносят наибольшую отдачу, когда они применяются совместно. Камни, не включённые в совместную работу, оказываются бездельниками, помехой для других камней.

Сотрудничество камней на игровом поле необходимо постоянно поддерживать. Это забота игрока.

Как выявить «бездельника» среди своих камней? Разберём пример на зарисовке 3-38.



Зарисовка 3-38

Два чёрных камня окружены с трёх сторон белыми. У чёрных всего два дыхания. Если поставить белый камень на любое из них, чёрные окажутся под угрозой пленения, их нельзя будет спасти.



Зарисовка 3-39

Белые камни устраивают облаву на чёрных, загоняя их к краю доски и захватывая в плен.



Зарисовка 3-40

Чёрные также будут захвачены в плен, если белые поставят камень на другое дыхание. Изменится направление облавы. Как помочь двум чёрным камням избежать пленения?



Зарисовка 3-41

Если поддержать два чёрных камня ещё одним (постановка 1), позволит ли это их спасти? Ведь теперь у трёх чёрных камней три дыхания, и в плен их так просто не возьмёшь. Давайте посмотрим, как ответят белые на наши действия по спасению чёрных камней.



Зарисовка 3-42

Белый камень 2 вновь сократил дыхания чёрных камней до двух. Направим ещё одну «дивизию» на помощь чёрным? Камень под номером 3 уже в пути! Он доведёт число дыханий до четырёх. Однако после очередного удара белых камнем 4 на стол командующему чёрными ляжет срочная телеграмма с просьбой о помощи. Четыре чёрных камня будут срочно требовать пополнения, иначе превосходящие силы врага окружат чёрных, оттеснят их к краю игрового поля и возьмут в плен. Скрепя сердце, командующий направит ещё один камень на этот участок фронта, который из частного противостояния превратился во фронт первой значимости.

Чёрные камни спасены. Но какой ценой! Игрок белыми на атаке получил сильные камни по левой стороне. Влияние белых в этом районе игрового поля возросло многократно. А что получил игрок чёрными? Спас два камня. Точнее, уже пять. Было за что бороться, не так ли?



Зарисовка 3-43

Попробуем разобраться, всё ли правильно делали чёрные. На зарисовке 3-43 номера постановок не отмечены цифрами. «История» борьбы не имеет значения во время разбора. Сейчас мы можем найти камень-бездельник среди чёрных камней.

Отмеченный треугольником чёрный камень не работал на вывод отряда из окружения. Если мысленно удалить его с доски, это не отразится на решении поставленной задачи — выйти из окружения.

Из-за того, что один чёрный камень оказался бездельником, белые в атаке получили превосходное влияние по левой стороне.

За спасение двух камней чёрные заплатили слишком дорого. Почему?

Потому что из двух камней лишь один был задействован в борьбе, то есть камни работали лишь вполсилы.

Вполсилы — значит, потеряв 50 % своих возможностей. Хорош ли будет боец, у которого только одна рука и одна нога? Наверное, не стоит ждать от такого бойца действенной помощи в бою.



Зарисовка 3-44

А как поступит Мастер, играя чёрными? Мастер уделит пристальное внимание изучению положения своих камней в поисках лучшего, безупречного игрового хода. Он не будет спешить или искать «простое» решение по принципу «быстро сделать и не забивать себе голову». Мастер воспользуется глазомером и увидит, что отмеченный кружком камень может стать важным звеном обороны чёрных.

На зарисовке 3-44 чёрный камень поддержки под номером 1 поставлен в шаге от двух камней, выводя их из окружения. В данном случае оба чёрных камня участвуют в операции по своему спасению. Отмеченный камень прикрывает «тыл» отступления чёрных. Благодаря наличию отмеченного камня удар белых в разрыв между чёрными не приведёт к их разделению. Белым не удастся нарушить связь в стойке чёрных.



Зарисовка 3-45

На зарисовке 3-45 видно, что попытка белых рассечь отступающие камни чёрных не удалась. Важнейшим звеном обороны является камень, который при первой попытке спасения оказался бездельником. Это произошло по вине игрока чёрными, отыскавшего только прямой путь усиления камней и не увидевшего косвенного.



Зарисовка 3-46

Если белые применят косвенное действие и постановкой 2 создадут опасность прорыва обороны чёрных, то чёрные также косвенно усилят камни постановкой 3 (зарисовка 3-46). Теперь строй чёрных камней нельзя разделить. Чёрные соединились, не сливая камни в монолит.

Сравните эту зарисовку с зарисовкой 3-43. Обратите внимание, сейчас чёрные камни стоят шире и свободнее. Они привлекли к себе меньше белых камней. У чёрных есть несколько направлений отхода: вправо, вверх (к центру) и вниз (к краю доски). Каждый камень работает на своём месте, бездельников нет.

Благодаря вовлечённости в совместную работу каждого камня положение чёрных стало устойчивым. Это сильные камни, поддержка им не нужна.

Камни можно подключить к решению новых задач: строительство владений, участие в атаке, накопление влияния.

3.7 Строй камней, несущий смерть

Добавление камней к отряду может снижать их действенность, приводя к появлению камней-бездельников. Оценить действенность камней в отряде можно, подсчитав их дыхания. Например, у отряда из двух слитно соединённых камней 6 дыханий, а у двух отдельно стоящих камней — 8 дыханий. Потеря двух дыханий — это издержки монолитного соединения.



Зарисовка 3-47

Подсчитаем число дыханий у отрядов из трёх, четырёх и пяти камней (зарисовка 3-47). Чем больше камней в отряде, тем больше должно быть дыханий, не так ли? Зарисовка наглядно показывает, что при бездумном добавлении камней в отряд число дыханий не растёт.

«Ну и что! — скажет начинающий, — ведь отряд стал больше, а значит сильнее». Такое суждение ошибочно. Сила отряда не в размере, а в его стройности и количестве дыханий. Ведь именно от числа дыханий зависит жизнь или смерть камней.

У трёх, четырёх и пяти камней число дыханий равное — восемь. Вы можете выявить камни-бездельники в отрядах Б и В?



Зарисовка 3-48

Чёрные камни в отрядах Б и В можно расположить, используя косвенные связи. Это позволит нарастить число дыханий отряда В до 12.

Отряд Б обретает глаз, то есть приносит один перекрёсток владения. Камней-бездельников нет.

Заметьте, как растёт действенность камней по сравнению с зарисовкой 3-47! В первом случае перед нами только с виду мощные камни, но на деле они непроизводительны. А во втором случае камни чёрных здоровые и сильные, с большим числом дыханий или с глазом.



Зарисовка 3-49

На левой части зарисовки 3-49 стоят четыре чёрных камня. Число их дыханий равно восьми (у четырёх отдельно стоящих камней шестнадцать дыханий). На пустой доске такой строй избыточен. Из него можно удалить два камня (например, по диагонали) без какого-либо ущерба для отряда. Это пример плохого строя. Но плохой строй тоже можно использовать. Правда, с другими целями.

На правой части зарисовки мы видим окружённые белые камни. Внешние дыхания белых заняты чёрными камнями. Чтобы пленить белый отряд, нужно, чтобы он не сумел построить два глаза. Эту задачу решает постановка чёрных 1. Строй чёрных в «желудке» белого отряда не позволяет белым выжить. Даже если четыре чёрных камня будут захвачены в плен, на их месте можно построить только один глаз.



Зарисовка 3-50

Если белые пытаются построить два глаза камнем 1, чёрные камнем 2 занимают ключевой перекрёсток, не давая белым создать глазной строй.

Плохой строй чёрных камней оказался смертоносным для белого отряда, сделав строй его пустоты непригодным для выживания [25]. В умелых руках плохое оказывается хорошим. А в неумелых и хорошее — плохим.



Зарисовка 3-51

На зарисовке примеры отрядов-камикадзе, несущих смерть вражеским отрядам, получившим такой строй пустоты. Если чёрным удалось построить внутри жизненного пространства белых камней любой из показанных здесь отрядов, то белые не смогут построить два глаза.



Зарисовка 3-52

Если рука у чёрных, ни один из белых отрядов не может построить два глаза. Попробуйте убедиться в этом самостоятельно! Научитесь ставить чёрный камень в жизненно важный перекрёсток внутри белых отрядов.

3.8 Строй пустоты

Восемь спиц образуют колесо, середина которого пуста. Люди создают сосуды, строят дома, проделывают окна и двери. Наполненность — то, что приносит пользу. Пустота — то, что приносит благо.
Лао Цзы. Дао Дэ Цзин

Камни — это видимая часть игры Го. Камень можно взять в руку [26]. Ощущать его холод. Созерцать его блеск. Ставя камни на доску, мы наблюдаем за ними, рассматриваем их с разных углов. Камни радуют взор.



Зарисовка 3-53

Ученик ставит на доску чёрный камень 2. Цель постановки — остановить продвижение белых вдоль левой стороны. Учитель — ученику: «Ты ставишь камень и разрыв. Камень видишь, а разрыв — нет».

Впадины, дырки, разрывы, трещины, нарушения в связях и взаимодействии строя камней, глаза — всё это относится к пустоте [27]. К пустоте, которая как тень присутствует на игровом поле. Видеть пустоту — разве это возможно?

Строй пустоты — загадочная и удивительная сторона игры, её невидимая часть. Начинающий видит только строй камней. Он играет с помощью камней и вокруг камней. Он больше ориентируется на пальцы партнёра [28], чем на что-либо другое. Мастер же видит не только строй камней, но и строй пустоты. Поэтому его зрение объёмно. Поэтому он может созерцать. Более того, Мастер — это тот, кто играет камнями и пустотой, видимым и невидимым. Поэтому Мастер видит сердце своего партнёра.

Видеть пустоту. Сделать невидимое частью своей игры. Не в этом ли заключена высшая утончённость интеллекта?

Строй пустоты — это безмолвная сила, содержащаяся в Го. Камни активны, они привлекают к себе внимание. Но не каждый сможет долго рассматривать камни. Исследовать их рисунок, их строй. Это трудно. Это занятие не для новичка. Пустота же никогда не заявит о себе. Многие даже не подозревают о её существовании. Проверьте! Это действительно так! Люди не воспринимают её. Скажем больше: если Мастер не покажет ученику пустоту, возможно, что он никогда не увидит её самостоятельно. А если увидит, то просто не отважится собрать её в строй, подобно собранным в строй камням.

Созерцая пустоту игрового поля, человек может встретить самые потаённые ощущения и восприятия, которые глубоко спрятаны им в детстве. Поэтому Учитель не советует созерцать пустую доску подолгу. А вот начинать игру, не обозрев красоту огромного незаполненного камнями пространства — немыслимо для настоящего Мастера. Хотите попробовать? Сядьте перед пустой доской. Это созерцание в русском стиле. Русская природа наделила наш народ особыми свойствами. Мы, русские, можем смотреть на бескрайнее. Не такова ли доска самой древней и самой умной игры? 19 на 19 линий — матрица астрономической размерности! Го способно восстановить утерянную нами способность видеть невидимое. Игра с пустотой — это, пожалуй, самая ценная и потрясающая сторона Го.



Зарисовка 3-54

Возможно, вы уже задумывались над тем, какую важную роль играет пустота в Го. Пустота — это источник жизни камней. Пустота — это владения, которые определяют победу в игре. А не являются ли камни лишь очертаниями пустоты, которые Мастера наносят на доску? И чем их меньше, тем выше мастерство игры?

Зарисовка 3-54 поможет увидеть, как строй пустоты проявляет свои свойства. Игровое поле можно превращать в своё владение разными способами. Цель в том, чтобы отыскать самый совершенный и безупречный путь.

В верхнем левом углу чёрные поставили девять камней, заняв ими девять перекрёстков. Теперь эти перекрёстки принадлежат чёрным камням. Чтобы белые могли их присвоить, необходимо сперва снять чёрные камни с доски. «Но где же владения чёрных?» — спросит внимательный читатель. Согласно древним игровым правилам, принятым в Китае, при подсчёте итога игры учитывают не только окружённые владения, но и стоящие камни. Поэтому в данном случае владение чёрных — это перекрёстки, занятые камнями.

Посмотрим на верхний правый угол. Здесь стоят шесть чёрных камней. Чёрные камни окружили девять перекрёстков владения. Более того, они сами заняли ещё шесть перекрёстков под собой. Итого — пятнадцать перекрёстков. Шесть камней принесли не только перекрёстки под собой, но и чистую прибыль — девять перекрёстков пустоты.

Конечно, белый камень можно поставить на пустое место внутри шести чёрных. Конечно, чёрным нужно будет доказать белым, что это место — владение чёрных. Возможно, что чёрным и не удастся это доказать, и камни потеряют своё владение, даже погибнут, защищая его.

Теперь читатель может сравнить левый и правый углы зарисовки и осознать масштаб той трансформы, которую делает человек, перестав занимать пустоту своими камнями и начав собирать пустоту. Восхитившись глубиной этого перехода в сознании человека, древние Мастера Японии решили ввести правило, гласящее, что владение — это то, что камни собрали помимо перекрёстков, занятых ими. Они решили записывать в счёт только прибыль камней, выраженную в пустоте.

Давайте перенесём свой взор в нижний правый угол. Здесь стоят всего два чёрных камня. Сколько перекрёстков пустоты они собрали? Девять перекрёстков. Ровно столько же, сколько и шесть камней в верхнем правом углу. Два камня, заняв лучшее положение в углу и заручившись совместной работой, принесли столько же, сколько заработали шесть камней, поставленные друг к дружке в виде «забора». Да! В нижнем углу свои богатства хранит более искусный игрок. Он тратит на охрану владений ровно столько, сколько для этого необходимо. Он бережёт свои камни. Ведь шесть камней — это три угла по девять перекрёстков с охраной в два камня в каждом!



Зарисовка 3-55

Мастер тратит на освоение игрового поля столь мало камней, насколько это возможно. Начинающий строит плотные «заборы» для охраны своих владений.

Правило Мастера: чем меньше камней потрачено на охрану, тем больше владений.

Вы уже догадались, как звучит правило новичка?

Для начинающего два камня в углу — всё равно, что ни одного камня. Он боится, что не сможет удержать владение в углу с помощью только двух камней. А ребёнок, играющий в Го, будет действовать по принципу «моё владение — это мои камни». И по-своему он будет прав!

Мастерство Го состоит в том, чтобы совершить переход от прямого захвата пустоты игрового поля к косвенному. К незаметному. С минимальными затратами усилий. С минимальным расходом энергии. Это и есть высшая эффективность и красота деятельности.

3.9 Виды строя пустоты

Учитель разделяет строй пустоты на три вида.

Первый вид — это пустыри: свободные перекрёстки, которые ещё не освоены. В начале игры такой строй пустоты имеет вся доска. Строй задаётся линиями разметки. Камней ещё нет.

Второй вид — это области будущих владений, намеченные камнями. Право владеть областью может оспариваться. То есть чужую область можно разрушить, заняв её своими камнями, или вообще отнять, сделав её своим владением. Камни, вторгнувшиеся в чужую область, могут выживать на месте или «убегать» к своим.

Третий вид — пустые перекрёстки, ставшие чьим-то владением. Владение отличается от области тем, что его нельзя отнять или устроить его передел. Во владении любые вторгнувшиеся камни берутся в плен. Наименьшее из возможного владения имеет строй пустоты, который называется «два глаза».

Владение может быть защищённым, то есть с полностью построенными границами, либо незащищённым, недостроенным. Противник может сократить недостроенное владение, «нажимая» снаружи на открытые границы. Но вторжение в такое владение нужно пресекать. Недостроенное владение может лишь частично сокращаться в размерах.



Зарисовка 3-56

На зарисовке 3-56 приведены описанные выше виды строя пустоты. В центре игрового поля мы видим пустые перекрёстки, которые не являются ни областью, ни чьим-то владением. Это пустырь, который ждёт своего освоения.

Верхняя часть правой стороны — область, которую очерчивают чёрные камни. Здесь возможно вторжение белых. В нижнем правом углу отряд чёрных построил минимальное владение — два глаза.

В нижнем левом углу отряд белых построил защищённое владение. Оно состоит из восьми перекрёстков. В верхнем левом углу белый отряд построил владение, но не успел его защитить по всем границам. Отмеченный чёрный камень «подглядывает» во владения белых. Здесь чёрные могут сократить владение белых, так как его граница не достроена. Однако глубокое вторжение чёрных обречено. При точной игре их камни будут отсечены и взяты в плен.

3.10 Строим камни!

Когда смотришь на игру некоторых игроков, порой кажется, что перед ними не стоит задача построить свои камни перед нападением или защитой. Складывается ощущение, что они получили от кого-то приказ бросаться друг на друга всеми известными и неизвестными им способами. Никакие изменения на игровом поле в расчёт не принимаются. О камнях-бездельниках и о совместной работе камней «реальному игроку», играющему по Интернету, обычно неизвестно ничего.

Готовитесь стать таким игроком? Тогда слушайте. По Интернету можно смотреть партии, можно играть свои, менять партнёров, иметь множество ников, рейтинги, обмениваться сообщениями в чате. В общем, можно многое. Кроме, наверное, одного. Нельзя научиться мастерской игре. Вскрыть для себя и других глубинные законы и механизмы игры.

Но поскольку мы, слава Богу, не в Интернете, давайте немного разберёмся с устройством игрового поля. Для начинающих достаточно было нашего сообщения о том, что игровое поле Го — сетка размерностью 19 на 19. Начинающего важно не перегрузить. Однако мы с вами уже ушли вперёд, и нам нужны более глубокие знания о доске. Так ли она однородна? Осмотримся.

В первую очередь на себя обращают внимание углы, естественные границы которых являются преградой для вторжения камней противника. Они напоминают защищённые ниши [29]. Угловая ниша — лакомый кусочек для любого инвестора. Строить владение в середине игрового поля трудно и опасно. Нужна поддержка сильных камней, стоящих в углах и на сторонах игровой доски. Как изменяется производительность при вложении в тот или иной участок одинакового количества камней?



Зарисовка 3-57

На зарисовке 3-57 у трёх чёрных отрядов равное число камней, но разное положение на игровом поле. Какой из отрядов приносит большее владение?

Шесть чёрных камней в углу, поставленных плотным «забором», огораживают 9 перекрёстков владения. На стороне «забор» из шести камней огораживает 4 перекрёстка. В середине доски — 2 перекрёстка.

Посмотрим на верхнюю часть зарисовки. Чтобы удержать 4 перекрёстка в углу, умелому игроку достаточно одного белого камня на третьей линии. На стороне для охраны 4 перекрёстков на третьей линии придётся выделить два белых камня. Чтобы содержать 4 перекрёстка в центральной части доски, белым потребуется уже четыре камня. Соотношение примерно понятно.

Угол помогает удержать владение меньшим числом камней.

Вторая по удобству освоения область — стороны.

Срединная часть, хоть и привлекательна, но трудна в освоении.

Мастер не может исходить только из удобства или трудоёмкости построения владения. Возможность добиться совместной работы отрядов, игра с разным положением своих и чужих камней, изящные решения и приёмы — вот лишь малая часть мастерской «формулы непобедимости».

Учитель советует начинающему руководствоваться в своей игре простотой. Простотой освоения пространства и строительства владений.

Правило для начинающего: сначала занимай углы. Из угла выходи на стороны. В центр двигайся с углов и сторон.



Зарисовка 3-58

На зарисовке 3-58 чёрные и белые камни замерли в красивом расположении. Число камней равное — шестнадцать чёрных и шестнадцать белых.

Белые камни расположились четырьмя отрядами по углам, получив в каждом из них по 18 перекрёстков владения. В сумме — 72 перекрёстка.

Чёрные камни построены для совместной работы по удержанию центра и окружили 91 перекрёсток.

Разница — 19 очков. Целый угол!

Почему чёрные камни огородили больше перекрёстков? Потому, что все они образуют один большой отряд. Камни работают вместе, поддерживают друг друга. Белые разделены на четыре отряда. Каждый отряд защищает сам себя, не взаимодействуя с другими.

Поэтому производительность работы чёрных выше (больше очков), так как камни действуют сообща. А белые отряды действуют каждый сам по себе.

Конечно, управление большим владением чёрных требует тонкости и ума. Иначе белые могут значительно сократить его, или даже построить живой отряд прямо внутри чёрного. Хранить все свои богатства в одном месте опасно. С точки зрения защищённости положение белых предпочтительнее. Но по огороженным перекрёсткам чёрные обогнали белых. Они оградили больше перекрёстков, причём в самой сложной для удержания области — в центре.

Если предположить, что игроки решили доиграть приведённую расстановку, то у чёрных здесь преимущество — сейчас их рука. Однако в живой игре вряд ли стоит выставлять камни так, как показано на зарисовке 3-58. Надёжнее располагать свои камни и в углах, и на сторонах игровой доски. Зарисовка 3-59 отличается от предыдущей. Здесь белые владеют всей периферией доски (углы и стороны). У чёрных во владении центр. Число камней почти равное (у чёрных на четыре камня меньше). Чьё владение на первый взгляд больше? Определили? А теперь посчитаем перекрёстки. Во владении чёрных 121 перекрёсток, а у белых — 140 перекрёстков. Почему владение белых больше, ведь чёрные камни совместно работают в центре? Дело в том, что в углах и на сторонах в сумме очков больше, чем в центре. Поэтому если чёрные отдадут все «окраины» белым, они проиграют.



Зарисовка 3-59

Тактика борьбы, когда камни игроков сталкиваются на игровом поле, опирается на принципы построения отрядов. Японская школа И-Го достигла выдающихся успехов в разработке тысяч построений камней в углах, на сторонах и в центре. Построения отточены до классических последовательностей постановок и сведены в большие справочники и энциклопедии. Соблюдение последовательности безупречных действий, или как говорят японцы, «дзёсэки» — один из столпов японской культуры. Верность принципу дзёсэки проявляется в каллиграфии, чайной церемонии, боевом искусстве, дворцовом ритуале императора.

Русский Учитель говорит об основах построений. Зная основы, вы сможете самостоятельно создавать цепочки безупречных решений на игровой доске. Смело опирайтесь на принципы построения камней. Не бойтесь добраться до истоков искусства. Это будет точнее, глубже и быстрее, чем штудировать японские энциклопедии дзёсэки.

Построение своих камней немыслимо без участия в этом камней противника. Если противник не ставит свои камни, мы, конечно, можем не ставить свои, но тогда игра остановится. Камень за камень. Постановка за постановку. Этот ритм задан нам правилами. Совместное освоение игрового поля делает камни противоположных цветов не только соперниками, но и партнёрами. Партнёрство в построении камней проявляется в равенстве получаемой выгоды при безупречных действиях обеих сторон. Ошибка одной из сторон позволяет другой получить превосходство в игровом положении.

В борьбе за владение и влияние строй камней всегда побеждает толпу.

Помните, влиянием могут обладать только сильные камни.

Впрочем, слабые камни тоже увеличивают влияние, но с одной маленькой оговоркой. Они увеличивают влияние вашего противника.

Как строить сильные камни?
Как отличить сильные камни от слабых?
Как помочь слабым камням стать сильными?
Как правильно ослаблять камни противника?
Как правильно ослаблять камни противника?

Учитель поможет вам найти ответы на эти вопросы. Различаем сильные и слабые камни. Чёрный камень 1 охватил два белых камня. В ответ на охватывающий приём белые немедленно разрезали строй чёрных камнем 2. Перед чёрными стоит вопрос: как дальше бороться с белыми?



Зарисовка 3-60

Сила и слабость камней в первую очередь определяется числом их дыханий. С помощью этого показателя вы можете следить за «здоровьем» своих и чужих камней. Давайте подсчитаем дыхания у белых и чёрных.

У двух белых камней в углу три дыхания. Видите их?
У стоящих рядом двух чёрных камней также три дыхания.
У отрезанного чёрного камня два дыхания.
Вы видите, что и у одиночного белого камня также два дыхания.
Сейчас все участвующие в борьбе камни ослаблены. Почему Учитель делает такой вывод?

У здорового камня четыре дыхания — 100 % жизненной силы. Если у него меньше дыханий, например три или два, то это слабый камень.

На зарисовке у чёрной и белой двоек камней по 75 % жизненной силы. Такие камни требуют наблюдения. Одиночные белый и чёрный камни обладают лишь 50 % жизненной силы. Такие камни требуют помощи. Они слабы и не могут даже защитить себя без дополнительной поддержки.

Что предпринять чёрным в такой обстановке?



Зарисовка 3-61

Первый ход, который обычно приходит на ум начинающему — надавить на белый камень постановкой 3, угрожая взять его в плен. Белые немедленно добавят к слабому камню «помощника», совершив постановку 4. Как вы считаете, чего добились чёрные?

Давайте вновь подсчитаем дыхания камней. Отмеченный кружком чёрный камень не получил поддержки. У него осталось два дыхания, как и прежде. У чёрных появился ещё один камень — под номером 3. У него три дыхания, то есть он тоже слаб. Между отмеченным и новым камнем есть разрыв — перекрёсток А. Если поставить на него белый камень, чёрные будут разделены. Поэтому чёрным необходимо самим соединиться в А.

Благодаря постановке чёрных 3 белые усилили свой слабый камень.

Теперь у белой двойки на стороне три дыхания. До нажима чёрных было только два.

То есть игрок чёрными усилил белых, а себе добавил две слабости: камень под номером 3 и разрыв А.

Если теперь чёрные соединяются в А, то белые займут перекрёсток Б, окружая два чёрных камня. Сыграть такими окружёнными камнями — очень трудная задача. Начинающему она не под силу. Для начинающего такое окружение обычно означает потерю камней. Если же чёрные сначала выведут два своих камня на сторону, то белые разделят чёрных, заняв перекрёсток А.

Чёрным нельзя нападать на слабый белый камень, так как это приводит к его усилению. Наоборот, чёрным надо усиливать свои камни, не укрепляя при этом противника.

Правило построения: усиливай свои камни, а не камни противника.



Зарисовка 3-62

«Что мне делать?» — спрашивает игрок чёрными.

Учитель советует усилить отрезанный камень, добавив ему помощника (постановка 3 на зарисовке 3-62). Тогда число дыханий у двух чёрных увеличится до четырёх, как у здорового камня.

Белые вынуждены спасать свой камень, поддерживая его камнем 4. Если его не усиливать, то чёрные загонят отрезанный белый камень в облаву. Вы видите, как это можно сделать? Надо поставить чёрный камень на место постановки 4.

Обратите внимание: белые усиливают свой камень самостоятельно, без прямого нажима со стороны чёрных.

Сравните зарисовки 3-61 и 3-62.

В первом случае чёрные напали на белый камень, вынудив белых усилить его. Но чёрные не поддержали свои камни.

Во втором случае чёрные поддержали свой камень, создав угрозу облавы. Теперь белые сами усиливают камень (если они не готовы отдать его). Слабостей у чёрных нет. Поэтому можно окружить два слабых белых камня в углу [30].

Спасти угловые камни белым не удастся. Вы можете убедиться в этом самостоятельно, продолжив борьбу на игровой доске.

Поупражняйтесь в окружении таких камней, чтобы быть уверенным в том, что вы сможете взять в плен такие камни.



Зарисовка 3-63

Если белые не будут усиливать свой одиночный камень, а построят в углу глазной строй, то чёрные соединят все свои камни, поймав белый камень в ловушку [31]. Влияние чёрных в данной расстановке превосходно. Слабых камней нет.

Вывод Учителя: чёрным следует усиливать свои слабые камни, создавая угрозы камням противника.

Тогда при минимуме прямой борьбы чёрные получат стратегическое преимущество в игре, так как их отряды будут сильными, а значит, неприступными для атаки со стороны противника.

Каковы отличительные черты сильного отряда? Во-первых, у сильного отряда нет нарушений взаимосвязи камней — стратегических трещин, разрывов между камнями.

Во-вторых, в отряде нет камней-бездельников.

В-третьих, отряд владеет основанием, достаточным для постройки двух глаз, или обладает влиянием.

Вернёмся к вопросу о том, как строить свои камни и получать при этом равную с партнёром либо даже чуть большую выгоду.

Для того, чтобы построить камни в углу, поделив его с камнями противоположного цвета, достаточно учитывать четыре показателя углового построения камней:
Получение владения или кратного ему влияния.
Выход на сторону.
«Дыхание» в центр.
Сохранение руки.



Зарисовка 3-64

На зарисовке 3-64 показан пример углового построения. Белый отряд получил владение, равное десяти перекрёсткам. Почти все угловые белые камни ограждены чёрными.

Чёрные получили владение по верхней стороне, равное семи-восьми перекрёсткам, а также влияние на середину игрового поля.

Среди чёрных камней стоит белый камень 1. Это скрытая угроза внутри чёрного отряда. В будущем её можно использовать для сокращения влияния чёрных.

Наличие скрытой угрозы выравнивает соотношение по владению и влиянию между чёрными и белыми. По зарисовке видно, что чёрные построили большую область. Но она открыта в сторону центра. Белые построили небольшое, но защищённое владение в углу. Приобретения равны друг другу, хотя это разные приобретения. У белых очки, которые уже можно записать себе в «плюс». А у чёрных большая область, которую можно расширять, но которую ещё предстоит защищать.

Белый камень 11 отвечает за выход на сторону. У чёрных за выход на сторону отвечают камни 2 и 12. Важно выйти камнями из угла на сторону. Тогда появляются камни, которые будут помогать в игре на сторонах доски. Напротив, если отряды зажаты в углах, как белый отряд на зарисовке 3-63, то начинать игру на сторонах очень трудно, а порой даже опасно. Для освоения сторон требуется в два раза больше камней, чем для освоения углов.

«Дыхание» белого отряда в центр обеспечивает камень 11. «Дыхание» в центр означает косвенное влияние камня на возможную игру в центре. Если в середине игрового поля или на противоположной стороне возникнет облава, то этот белый камень будет влиять на её исход, встав на пути. Камень будет готов встретить отступающие из центра слабые отряды белых. Либо он примет участие в атаке на слабый отряд чёрных.

В рассмотренном угловом построении рука — у игрока белыми. Право белых ставить камень также уравнивает их сравнительно небольшое владение с большой областью чёрных.



Зарисовка 3-65

Рассмотрим несколько простых приёмов углового построения. Подход к углу может быть близким — в один шаг (белые камни А и В) и далёким — в два шага (белые камни Б и Г). Подход к углу может быть низким (белые камни А и Б) и высоким (белые камни В и Г). Низкий подход используют для дележа владений, а высокий — для дележа влияния. Близкий подход позволяет ворваться в угол, а далёкий помогает отступать на сторону.



Зарисовка 3-66

К угловым камням, которые имеют открытую и закрытую стороны [32] (чёрные камни А и Б) правильно подходить по открытой стороне. Исключение делается, если игрок замыслил играть иначе. Если угол занят высоким камнем (чёрный В), то под него можно нырять, строя под ним владение. А если в углу стоит низкий камень (чёрный Г), то на него можно наседать, строя влияние и вынуждая чёрных строить глаза.



Зарисовка 3-67

На зарисовке 3-67 значками отмечены возможные ответы чёрных на низкий и высокий подход белых.

Кружками отмечены постановки, которые укрепляют угловой камень.

Если к угловому камню подошли на один шаг, то вы можете поставить защитную стойку также в один шаг.

Если приблизились на два шага, вы можете поставить стойку шире — в два шага.

Если к угловому камню подошли вплотную, то защищать камень лучше плотно.

Крестиками отмечены постановки, которыми делаются охватывающие клещи против белого камня.

Клещи атакуют белый камень, а не укрепляют чёрный камень в углу. В зависимости от того, насколько сильное давление вы намерены оказать на белый камень, можно использовать ближние или дальние клещи.

Чем ближе клещи к углу, тем сильнее они теснят белый камень. Низкие или высокие клещи нацеливают игру на захват владений либо на накопление влияния.

Квадратами отмечены постановки, отталкивающие белый камень от угла. Цель таких постановок — с помощью атаки оградить угол от возможного вторжения белых. Они вынуждают белых укреплять свой камень. На такие постановки белые будут отвечать, на постановки же, отмеченные кружками, они могут и не ответить. Но это не снижает их действенности. Они — пример взвешенного укрепления своих камней.

Треугольниками отмечены постановки, с помощью которых чёрные прилипают к белому камню или накрывают его. Если вы ставите чёрный камень над белым, то нацеливаете игру на постройку стенки и получение влияния. Белые построят отряд под вашими камнями. Если ставите чёрный камень под высокопоставленный белый, то нацеливаете свою игру на получение владения в углу. Белые построят свой отряд над вашими камнями.

Ответы на далёкий подход к углу подобны рассмотренным ответам на близкий подход. Каждый из выбранных ответов является началом углового построения. Вы можете найти свой ответ на подход чужих камней к вашему угловому камню. На зарисовке Учитель собрал коллекцию ответов, которыми с древних времён пользуются игроки Го. Но это до сих пор открытый список!

Остановить построение в углу и переключиться на другой срочный участок игры можно, добившись выгодного либо равного с партнёром соотношения по четырём показателям построения. Учитель рассказал о них на предыдущих страницах. Если ваши камни в углу не построились в сильный отряд, то оставлять их недостроенными нежелательно. Остановка игры на том или ином участке возможна при условии устойчивого положения камней. Иначе вы можете не обнаружить свой отряд, когда вернётесь его достроить. Может оказаться, что на его месте уже хозяйничают чужие камни.

Вернёмся к вопросу, поставленному в начале главы? Как сделать так, чтобы ваши камни успевали построиться, а противник не успевал защититься перед их ударом?

Вот несколько советов:

  • Стройте камни не так, как вы видели где-то (пусть даже в этой книге), а так как подсказывает вам ваше чутьё. Оттачивайте собственный глазомер и собственное умозрение.
  • Стройте камни так, чтобы они решали разные задачи.
  • Помните, что камни — не столбы и не охранники территории. Не превращайте свои камни в низкооплачиваемых работников. Не превращайте свой мобильный, механизированный воздушный спецназ в пехотные и охранные части.

Заключение

Ключевая связка для начала игры — Ставь-Правь-Строй. Открытие этой связки принадлежит Русской Школе Го и Стратегии. Большая часть описанных в этой главе принципов игры были открыты и разработаны нашей школой. Особо ценным достоянием является язык, который позволяет разобраться в игре Го на очень глубоком уровне. Вы уже, наверное, заметили, что слова русского языка Го взаимосвязаны и образуют целостную систему. Интерес представляет даже простое рассматривание этих слов вместе. Благодаря этому можно узнать много нового про наш родной язык и увидеть, как мы строим своё мышление. Не будет преувеличением сказать, что для овладения Го на мастерском уровне необходимо не столько учить японский, сколько совершенствовать своё владение русским языком.

Принятое в Японии деление игры на фусэки, тюбан и ёсэ не даёт изучающему Го серьёзных ориентиров. Соотносит с некими шаблонами, но не учит, как строить свою игру. Куда ведут эти названия русскоговорящего человека, с чем они его соединяют? Перевод терминов на русский не добавит нам ясности. Фусэки означает «расстановку», тюбан — «середина доски», а ёсэ — «конец».

Чем может помочь нам знание о том, что вторая часть игры — это «середина доски»? Во-первых, это далеко не всегда так. Ведь игра не строится линейно. Игроки — не роботы, которые равномерно осваивают игровое поле от краёв к центру. Игра Мастеров ведётся на множестве игровых участков в разных местах доски. Где-то игра только начинается, где-то в её ход вносятся изменения, где-то игра останавливается, но потом опять может быть начата. Трёхчастное деление игры, подаваемое как догма, нельзя принять без серьёзных оговорок. Во-первых, можно выделить не три, а четыре части, во-вторых, между частями есть интервалы и потому вообще-то частей с интервалами — семь. В-третьих, часто в первой части присутствуют черты второй и третьей, то есть части проникают друг в друга.

В этой главе Учитель постарался защитить нас от лишних сведений, не относящихся к основам игры Го. Основы — это то, что позволяет овладеть игрой, подобно тому, как основание отряда обеспечивает его жизнь на игровой доске. Знание о постановках, каменных стойках, строе отрядов, угловых построениях, знание силы и слабости камней — именно это знание определяет качество владения Го.

Игроки Го добиваются победы, создавая на игровой доске действенный строй камней. Камни — это работники игроков, их «доверенные лица» на доске. Руководство камнями — беспрестанная забота игрока.

Как помогать своим камням? Каким камням необходимо помогать, а каким перестать выделять помощь? Как не «разориться», потратив всё своё время на помощь безнадёжным отрядам? Как начинать свою игру? Как проводить изменения там, где они назрели? Как остановить игру, выйдя из неё с выгодой? Как сочетать помощь и управление в живой игре?

Учитель даёт ответы на эти вопросы в этой и следующей главе. Ответы, достаточные для уровня начинающего. Следующий том Учителя раскроет эти темы на углублённом уровне — уровне ведения живой игры.

Словарь ключевых понятий, изученных в главе 3

Камни-бездельники — Камни в отряде или строе, не участвующие в совместной работе. Такие камни снижают общую производительность.

Клещи — Атакующий приём выхода на тыловую область камней противника.

Линия полноты — Показатель объёмного строя. Проводится по крайним камням строя через середину игрового поля.

Подход — Приближение к угловому камню противника. Может быть низким и высоким, близким и далёким.

Разрыв — Нарушение соединения между камнями в стойке или строе.

Связанное соединение — Косвенное соединение камней с видимым разрывом. Такое соединение может быть поддержано до слитного или может быть нарушено.

Слитное соединение — Неразрывное соединение камней на общих дыханиях.

Стойка — Отряд из двух камней, связанных между собой. Стойка бывает устойчивой — с основанием и неустойчивой — со стратегической трещиной. Предельная растяжка стойки — пять шагов. Стойка бывает закрытой и открытой, высокой и низкой.

Стратегическая трещина — Вид разрыва между камнями в неустойчивой стойке.

Шаг — Расстояние в один перекрёсток между камнями в стойке.

Термины японского И-Го, встретившиеся в главе 3

Адзи — Скрытая возможность.

Дзёсэки — Обоюдовыгодное соотношение в построении камней.

Иккэнтоби — Шаг через перекрёсток.

Косуми — Шаг по диагонали от камня.

Кэйма — Стойка из двух камней шагом «полёт».

Накадэ — Камни-камикадзе внутри окружённого отряда.

Никкэнбираки — Распространение в два шага.

Санкэнбираки — Распространение в три шага.

Примечание

[1] Представим себе, что мы покупаем цветы. Каждый вид цветов стоит перед нами в разных вазах. Мы выбираем цветы из разных ваз и соединяем их в букет. Смотрим на получившийся букет и говорим: нет, чего-то не хватает, а что-то лишнее. Это пример работающего глазомера. Другая ситуация. Мы смотрим на продающиеся цветы и представляем их в букете. Зажмуриваем глаза и говорим себе: нет, недостаточно строго. И продолжаем выбор цветов дальше. Это вторая ситуация — пример работающего умозрения.

[2] Это была бы задача астрономической размерности.

[3] «Центр осваивается незаметно», — говорит русский Учитель.

[4] У японского Учителя — косуми.

[5] У японского Учителя — иккэнтоби.

[6] У японского Учителя — никкэнбираки.

[7] Пространство, на котором отряд может построить два глаза, называется основанием. Китайский Учитель называет его корнем камней.

[8] У японского Учителя — санкэнбираки.

[9] Вид разрыва между камнями в неустойчивой стойке. Стратегическая трещина — понятие Русской Школы Го и Стратегии, не имеющее аналогов в других школах. Наиболее близкий по значению японский термин — адзи, дословно — «оттенок», «привкус». У игрока должен быть особый нюх, чутьё, говорит русский Учитель. Чутьё — это особый орган чувств, развивающийся у нас по пути к мастерству.

[10] Конечно, если чёрные будут оказывать противодействие таким попыткам.

[11] Выше звёзд.

[12] Соприкосновение — это либо прилипание к чужому камню с потерей дыхания, либо постановка рядом с ним по диагонали сверху или снизу.

[13] Важное качество стойки — наличие силы взаимного притяжения между камнями. Эта сила проявляет себя в том, что между камнями, стоящими в стойке, чужаки не могут обрести устойчивость.

[14] На зарисовке обозначена дугой.

[15] Если расстояние между камнями одного цвета превышает пять шагов, то между ними нет взаимодействия.

[16] — Почему вы считаете такие одиночные камни отрядами?
— Вы будете сдавать врагу эти камни? — спрашивает Учитель.
— Нет, не буду.
— То есть, вы будете добавлять сюда новые камни при атаке противника?
— Да, буду.
— А если будете, то смело можете считать эти камни отрядами. Или командирами отрядов, которые вызовут новые камни в этот район доски.

[17] Важно отметить, что в любой момент белые могут отделить два чёрных камня на правой стороне от камней в углу. Поэтому мы с большой натяжкой относим их к одному отряду. Причина такого допущения в том, что чёрные в любой момент сами могут разделить белые камни на правой стороне.

[18] При неблагоприятном — семь.

[19] Учитель вообще любит цифру четыре. Четыре дыхания у здорового камня. Четыре угла. Четыре стороны. Четыре отряда на доске.

[20] Кратное влияние — значит достаточное для получения владения, с которым мы сравниваем влияние.

[21] Учитель говорит, что у каждого камня, составляющего этот слитный строй, фактически стало по шесть дыханий.

[22] Отряд укоренился на этой стороне.

[23] Японский Учитель называет её «кэйма».

[24] Японский Учитель называет облаву словом «ситё».

[25] Накадэ — так называет этот строй японский Учитель. Накадэ — строй смерти внутри строя противника. Воины накадэ гибнут, обрекая отряд противника на неминуемую сдачу. Это атака камикадзе.

[26] Только не набирайте полную ладонь камней, обдумывая очередную постановку. Не держите и не перетирайте камни в руках, размышляя, куда их поставить. Ваши руки должны быть пусты и спокойны. Вот глаза нашли важный перекрёсток. Вы уверены, что хотите поставить камень именно на него? Если уверены, тогда берите один камень из чаши и ставьте именно туда. Ставьте быстро, точно и красиво. Манеры игрока Го должны быть совершенны! А теперь, если игра идёт с учётом времени, той же рукой изящно нажмите кнопку часов.

[27] Сколько цветов в японском Го? Два? Чёрный и белый? Русский Учитель шутит. Он говорит — три. Чёрный, белый и пустой. Триалектика, говорит, улыбаясь, русский Учитель японского Го.

[28] По-русски партнёр — это участник. То есть часть. Часть единого пространства игры.

[29] Японский Учитель называет угловую нишу «полуостровом». Полуостров — это идеальное место для постройки военной крепости. Из неё можно совершать набеги вглубь материка. Защищать же её легко, так как с двух сторон полуостров омывает море, откуда приходят корабли с новыми воинами и запасами еды.

[30] Теперь эти камни — самые слабые из всех отрядов белых. У них три дыхания, а у второй двойки белых — четыре.

[31] Приём «ловушка» разбирается в главе 4.

[32] Открытое и закрытое положение камней разбиралось в разделе «Каменная стойка» в этой главе.

При копировании материалов сайта, ссылка на данный ресурс обязательна.


Рассылка
(новости, обучение Го,
книги, презентации, выставки)

Издательство Готовая книга

Игорь Гришин, Путь Мастера Го